Главная » Отношения » Методическое пособие учительницы русского язык а

Методическое пособие учительницы русского язык а

www.45minut.kz

Редакция девизі: БІЗ ҰСТАЗДАР ҮШІН ҚЫЗМЕТ ЕТЕМІЗ ! — E-mail: 45@45minut.kz — Тел: 8 777 087 6843

Методическое пособие учительницы русского язык а

Бисен Баян Абайкызы

средней школы № 197 г. Кызылорда

Вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наши дедов и в веках, и тысячелетиях. И века, и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Внимательно штудируя ученые труды, мы, в многонациональной стране, должны чаще заглядывать в педагогические кладезы, учиться мудрости и опыту воспитания у казахов и русских, у латышей и эвенков.

Известно, что важнейшей задачей семьи является воспитание детей, развитие их физических и духовных сил в органической связи с общественным воспитанием в духе преданности Родине.

Кроме того, в процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинаются развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве в брачно-семейных отношениях. Все это ценно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в школе и в родительской семье в пору детства и возмужания; к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

При анализе развода как социального явления следует учитывать, во-первых, наличие конфликта, ложащегося тяжелым грузом на психику супругов и приводящего к распаду семьи, и, во-вторых, изменение их социального статуса, ломку жизненного стереотипа, утрату привычной роли после развода и т.д.

Характерно психическое состояние людей после развода. Многие из них испытывают беспокойство, чувство стыда и жалости к себе, некоторые замыкаются в себе, другие резко усиливают социальную активность, стремяться к новым контактам, не всегда адекватным. Ясно, что это состояние отражается на успешности любой деятельности человека.

Не следует забывать еще один важный момент. Поскольку более 8 % разводов приходится на браки, просуществовавшие свыше трех лет, а ребенок, как правило, появляется в течение первых двух лет, то многие дети лишаются возможности жить и воспитываться в нормальных условиях. Известно, что дети разведенных склонны к более низкой самооценке в сравнении с другими детьми, у них еще чаще наблюдаются психологические заболевания. К тому же неудачный брак родителей повышает вероятность разводов в последующем у их детей.

В прежнее время в обществе действовало множество факторов, препятствующих формальному распадению семьи даже и в том случае, когда фактически она перерарстала соответствовать своему назначению. Ведь не случайно брак был наиболее «устойчивым» в то время, когда согласия жениха и невесты на вступление в брак и не требовалось: обо всем договаривались родители. Однако о семейном счастье говорить тогда и не приходилось. В настоящее же время браки записываются почти исключительно на основе взаимной симпатии и любви. Как справедливо отмечает социолог В.И.Зацепин, «ныне общество переживает трудный период массового сочетания любви и брака в условиях, когда законы не имеют ни кастовых, ни рассовых, ни национальных, ни экономических преград для всупления в брак… Но в то же время действительное, фактическое или даже только кажущееся исчезновение любви теперь нередко ведет к расторжению брака».

Значительное количество разводов свидетельствую о том, что у многих супругов довольно быстро появляются основание для расторжения брака. Но действиьельно ли эти основания появляются после заключения брака, а не до этого? Нет, они существуют фактически уже в момент заключения брака, но вот осознаются уже после этого. Согласно данным социологических исследований, до 10 % пар, из подавших заявления с просьбой зарегистрировать их брак в названный срок в ЗАГСы, так и не проходят двухмесячного срока. Оказывается, что вполне достаточно этого срока, чтобы полностью разочаповаться в человеке, с которым еще совсем недавно собирались связать свою судьбу, в принципе, связать на всю жизнь.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, то важнейшую роль в нем играет сохранение и развитие этого чувства в процессе совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то существенное обстоятельство, что девушки далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, и качества, приятные для времяпровождения в компании. Нередко они вообще не нацелены не такую оценку. По сути дела многие девушки не способны различать некоторые навыки, которыми обладают предатставители мужского пола, и качества их характера, их нравстенные достоинтсва. А не могут они этого потому, что никто этому их не учит, но даже и не ставит перед ними вопросов о необходимости этого.

Другим недостатком является неверное пониамние семьи: девушка не осознает, что семья – это действительно ячейка общества, а не замкнутое пространство, где живут мужчины и женщины. Как утверждает опрос, проведенный нами среди учащихся 10-11 классов утверждают:

А) чтобы их будущий супруг был хорош по целому ряду качеств;

Б) что при всех своих достоинтсвах, в том числе и привлекательной внешностью, их будущий супруг нравился всем окружающим как можно меньше, чем ей самой. Из известных слов песни: «зачем вы, девушки, красивых любите? – непостоянная у них любовь!»-девушки явно усваивают только первцю половину;

В) тертьим важным недостатком является неспособность разобраться в своих чувствах, отличать любовь от влечения, от влюбленности.

И чтобя не ошибиться в выборе супругов, старшеклассники должны знать основы подготовки их к семейной жизни.

Необходимо помнить, что воспитание /семейное, трудовое, нарвственное, эстетическое и т.д./ имеет прочную народную основу. На этот процесс сильное влияние оказывают национальные обычаи и традиции. Поэтому в последнее время, когда народные традиции прочно входят в нашу жизнь, мы должны использовать те позитивные моменты в решении проблем воспитаения будущего семьянина.

Цель данной работы пердполалагает обоснование путей реализации в подготовке старшеклассников к будущей жизни на основе народных традиций.

В соотвествии с этим была сделана попытка решить слледующие задачи:

  • Приобретение знаний о семейном воспитание через раскрытие денного понятия;
  • Обоснование необходимости подготовки старшеклассников, исходя из возрастных особенностей учащихся этого возраста, к семейной жизни;
  • Определить роль народных традиций в подготовке учеников старших классов к семейной жизни.

Для реализации названных задач были использованы методы научного исследование:

-изучение психолого-педагогической литературы;

Беседа с учащимися старших классов, учителями, классными руководителями;

Основные звенья системы подготовки к семейной жизни

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания. Однако каждая область человеческой жизни и каждый вид деятельности имеют свою специфику, которую необходимо учитывать, готовя к ним юношей и девушек.

Так, Гребников А.В. считает, что «семья – важнейший источник социального и экономического развития, которая производит главное богатсво – человека.» Далее автор отмечает, что возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанног только одна из сторон значимости семьи. Другая /не менее важная/ — без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым. Заметим: все это присуще семье прочной, то есть сплоченной, имеющий здоровый морально-псилогоческий климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогической культуры.

В своей работе Буров И.В. пишет, что «семья – это выработавшаяся за многие века форма союза людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседной жизни – деятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений, Ученые заметили, что заболеваемость людей семейных ниже, а продолжительность жизни выше, чем несемейных. Поэтому ясно, что семья представляет собою большую общественную и личную ценность и в интересах общества.

Изучение и анализ специальной литеоатуры показал, что если бы любовь была лмшь проявлением полового влечения и только, можено было бы считать, что юноши и девушки вполне готовы к семейной жизни, и сами браки были бы более прочными. Однако эта непрочность многих современных браков связана не с абстрактной «социальной незрелостью» вступающих в брак, а с тем конкретным фактом, что у них еще не развита способность по-настоящему любить. Ведь известно, что в юношеской любви /а правильнее, юношеской влюбленности/ много фантазии: образ любимого человека – это сочетание черт реального человека с чертами, качествами, достоинтсвами, которыми он в действительности не обладает, но которые приписываются ему воображением. Естественно, что юношеская любовь неустойчива, нередко под влиянием несущественных обстоятельств рушится система идеализации предмета любви и тогда неожиданно влюбленный отсается один на один с реальной действительностью. Не случайно, в качестве основания развода многие женщины указывают на несоответствие мужа своему идеалу, на выявившееся несоответствие реальных, действительных его качеств ожидаемым или приписываемым ему раньше. Все это лишний раз подчеркивает социальную сущность и социальное значение любви. Как образно и справедливо заметил в свое время немецкий ученый Шкльцер, «любовь – есть дерево, корни которого питаются телесным, но ветви которого питаются не телесным, а возвышаются далко над телессным миром, все более и более развиваясь и захватывая духовную сферу.

В браке у многих женщин быстро наступает разочарование, связанное с нетерпимостью к привычкам мужа, со стремление подчинить его себе, с эгоизмом, потребительским отношением к любви и как реакция на неудачу собственных таких устремлений или же как протест по отношению к подобным устремлениям своего мужа. Ясно, что сами по себе подобные устремления – тенденции – есть отражение неверных устнаовок по отношению к другим людям вообще, но проявляющиеся в специфической обстановке семьи, в условиях наиболее тесного из всех возможных видов общения.

Женщины в семейной жизни, порой, преувеличивают значение мелочей, неоправданно придают им слишком большое значение. Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробной качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого человека. Многие не понимают, что в любом конфликте победившей стороны всё равно нет – проигрывают равно оба участника конфликта. Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к неоправданным часто стремлениям переделать супруга. Ведь, если недостатки небольшие, то нужно, понимая их ответственность для всякого человека, относиться к ним с пониманием, терпеливо. Если же недостатки эти большие, то нужно смотреть заблаговременно. Какой у девушки будет муж, в наше время в значительной степени зависит от неё самой: хотя она и не имеет возможности обязательно выйти замуж. За того, кто ей понравился, но и никто не может заставить её выйти замуж за того, кто ей не нравится. Весьма вредной, как считают специалисты, при этом является установка на возможное исправление недостатков будущего мужа, на его «перевоспитание». В некоторых случаях к этому приводит излишняя доверчивость: девушки склонны верить обещаниям, что после женитьбы он «исправится», например, перестанет злоупотреблять спиртным. Однако жизнь уже бесчисленное количество раз показала, что происходит все как раз наоборот: среди пивших до женитьбы начинают пить именно после начало семейной жизни, хотя, разумеется, в подавляющем большинстве случаев не сам этот факт приводит к пагубному пристрастию. Стремление же «перевоспитать» супруга – самообман. Муж должен быть таким, чтобы его не приходилось «перевоспитывать» переделывать по — своему вкусу, так как желаемый результат достигается очень редко. И даже в случае, если прямых конфликтов нет.

Девушки не редко реагируют на ухаживания: ведь для ухаживания как специфической формы полового поведения мужчины, наряду с настойчивостью, свойственной предупредительность, внимание, уступчивость. Конечно, и в этих действиях можно как – то оценить человека более глубоко. Однако это довольно сложно. Некоторые всерьез полагают, что собственное мужчине в период ухаживания поведение является моделью его поведения на будущее, и горько в этом разочаровываются. Девушкам должна быть четко внушена установка на то, чтобы оценивать возможного будущего мужа как человека вообще в его отношении к другим людям, а уже потом примеривать эти качества по отношению к себе, искать доказательства его любви. Они же ограничиваются лишь вторым, а потом выясняется, что их супруг – человек недостойный, хотя он и казался первое время влюбленным. Хотя многие женщины страдают от неожиданных для них изменений в манерах и поведении бывшего жениха, они и самый порой не способствуют тому, чтобы он был в отношении к ним таким, каким был раньше. Некоторые женщины, как показывает практика, попросту говоря, распускаются в браке и, нередко, после рождения ребенка. Разумеется, беременность, выхаживание ребенка, роды – очень трудная задача для любой женщины. Однако, нельзя из – за преставать следить за собой; допускать излишнюю полноту, «распускать» живот и т.д. Как отмечает Г.Волчкова, «природа прекрасно подготовила нас к родам, и если мы не утратили этой возможности, то после родов можем быть такими же и даже здоровыми и красивыми, чем до них». К сожалению, эта истина недоступна понимаю многих женщин, и результаты этого с точки зрения прочности брака, самые неблагоприятные.

От чего же зависит прочность брака? Важное значение имеют неосознаваемые самими девушками качества супругов, качества, однако, неподдающиеся воспитанию или осознанному к ним отношению родителей.

Немаловажное значение, по – нашему мнению, имеет вопрос о женственности. Анализ публикаций по данной проблеме свидетельствует о том, что «чаще всего неудачливыми, несчастными в семейной жизни бывают те из женщин, который, словно нарочно, стремятся скрыть признаки женственности. Папироса в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубая манера держаться, намеренно мужские обороты речи… «. Напротив,» брак с истинно женственной девушкой влияет на мужчину двояко. С одной стороны, он становится более мужественным от потребности опекать, защищать, с другой стороны, резкие черты его характера смягчаются, постепенно он и сам становится ласковее и добрее…».

Действительно, большая сила заключена в женской «слабости». И бессильными как женщины оказываются те из них, кто поддается соблазну таких «модных» привычек, как курение, излишнее « свободное» поведение и т.д. Они сами лишают себя возможности специфически, по-женски, влиять на мужчин, хотя себе они кажутся интересными, современными, передовыми. Происходит это, во-первых, от непонимания мужской психологии, от незнания того, какие именно качества женщин привлекают мужчин, и, во-вторых, от того, что качества, которые позволяли им более свободно общаться среди представителей мужского пола, в мужской компании, бесполезны или даже вредны при вступлении в брак и в супружеской жизни. Сходные с мужскими манерами, действительно позволяет им, порой, по-свойски общаться с мужчинами, бытьс нмим в дружеских отношениях, но на этих отношениях никогда не вырастает настоящая любовь. Дело в том, что женщины только в том случае будет привлекательной для мужчин, если у него на ее присутствие будет возникать какая-то реакция, если его поведение при этом неправильно, пусть и в небольшой степени, но меняется. Иными словами, женщина всегда должна быть для мужчины осознанным или неосознанным стимулом. Усваивающие же мужские манеры женщины теряют такую возможность, абсолютно ничего не приобретая взамен.

Как правило, именно такие женщины недостаточно психологическки пластичны, гибки, или иными словами им не хватает обычной женской мягкости, ласковости, попросту, женственности. Конечно, женственность – это природный дар, однако и ее можно развивать или подавлять в себе.

Важнейшим моментом устойчивости брака является взаимопонимание и взаимное дополнение супругов, но это взаимопонимание не есть еще сходство во взглядах, какие существуют у них. Прежде всего это должно быть непроизвольное взаимопонимание и взаимоприемлемость в наиболее элементарных реакциях, действиях, в обычном поведении в семье. Ведь семья – это наиболее тесное из всех возможных видов общения людей, каждый из которых в принципе может обладать самыми разнообразными чертами, свойствами, качествами. Основное сходство выясняется до вступления в брак, но многого действительно до брака узнать нельзя.

В любом общении человек чувствует часто себя комфортно лишь в том случае, если вокруг него сохраняется некоторая свободная зона физического и психологического пространства, где он остается сам с собой. Это пространство является жизненной потребностью каждого человека, и лишь в его ширине сказываются индивидуальные различия между людьми. Слишком тесное общение, нарушающие эту свободную зону, вызывает состояние психического напряжения, дискомфорта. Хорошо известно, что с одним человеком мы можем общаться весьма тесно, с другим – лишь только на расстоянии, и нарушение этого расстояния непроизвольно вызывает чувство напряжения, неловкости, неудобства и т.д. Специально на это никто не обращает внимания, но с каждым человеком у нас устанавливается оптимальная дистанция общения, и чем выраженнее состояние отчужденности, тем больше дистанция, на которой общение с этим человеком еще возможно. Это касается как собственно расстояния, так и времени, частоты контактов. Не случайно при характеристике кого-либо из знакомых мы можем сказать: «он приятен, но лишь в умеренных дозах». Это значит, что втречается с этим человеком, быть может, даже приятно, интересно, но совершенно непереносимо было бы с ним общаться постоянно. Одного человека мы видим и разговариваем с ним ежедневно, и ничего. С другим нам достаточно встречаться лишь изредка, иначе он начинает раздражать, досаждать и т.д. Можно представить себе, насколько высоки в плане общения взаимные требования к супругам, если им приходится жить вместе, изо дня в день, из года в год, в переспективе – всю жизнь.

Важным моментом супружеского благополучия является, как уже говорилось выше, взаимопонимание и взаимоприиемлемость в наиболее элементарных реакциях, в повседневном поведении. Здесь мало иметь общую точку зрения на какие-то события, явления. Мало и испытывать сходные чувства в какой-либо ситуации. Нужно еще совпадение способов их выражения, еще одно чрезвычайно важное качество псилогической совместимости: способность своей реакцией как бы продолжать реакция супруга, непризвольно улавливать ее характер и как бы развивая ее. Именно это свойство и является одним из важнейших составляющих психологической пластичности женщины.

Важным мотивом при выходе замуж должна быть забота о здоровье будущих детей. Девушка обязательно должна быть осведомлена о здоровье мужа, располагать надежной информацией об отсутствии в его семье психических заболеваний и тяжелых эндокринных болезней. Известно, что многие болезни передаются потомству, и перспектива иметь больного ребенка должна быть усташающей для девушки. Разумеется, все дети болеют, но одно дело, когда это обычная, всем понятная болезнь, с которой легко справиться и после которой ребенок в случае правильного ее лечения остается вполне здоровым, и другая – болезнь, которая как зловещий рок давлеет над семьей из поколения в поколение и лечение которой представляет неразрешимую проблему для современной медицины. Если возникло сомнение в возможености вступления в брак по этой причине, необходимо обратиться за разъяснением к врачу.

В настоящее время в нашей стране создаются медико-генетические консультации для вступпающих в брак, где даются советы позволяющие предупредить появление больного потомства. Эти консультации имеют более широкие функции. В их задачу входит прогнозирование психологической и сексуальной совместимости вступающих в брак, оказание содействия в предотвращении и разрешение конфликтов в семье, повышение знаний и культуры людей в том, что касается отношений между полами. Важной среди них является и задача выявления плохой наследственности, предотвращения семейных несчастий на этой основе. Не случайно уже с древних времен, когда о генетике не было и понятия, браки между родственниками запрещались, а «кровосменщение» считалось церковью величайшим из грехов. Особенность подобного запрета полностью подтвердилось развитием науки.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что подготовка к семейной жизни фактически происходит в течение всех предыдущих замужеству лет, однако происходит она фактически стихийно. И поэтому важной практической задачей подготовки девочки, подростка, девушки к будущей жизни является внесением элементов четкой организации в этот процесс на основании дальнейшего изучения психологии семейной жизни.

Основные подготовки казахов к семейной жизни.

Разные колыбельные и разные предания слушают дети в стойбище, в ауле, в кишлаке и в деревне; разная музыка звучит вокруг них в будни и в праздники, не похож друг на друга труд их матерей и отцов. Но, поднимая к свету и жизни еще зеленые ростки, родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли народ, воспитывают в своих детях любовь к Роиде, матери, труду, заботятся о нравственном и фзическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует каждый народ в детях. И это основа, это «киты» народ –ной педагогики.

Но при этом идеале совершенного человека существуют национальные традиции воспитания. Традиция – это веками складывавшийся способ передачи опыта человеческих взаимоотношений,метод регламентации всей жизни человека, средство приобщения человека к культурному опыту, ценностям, нормам, моделям поведения.

Опыт народной традиции в формировании первоосновы личности человека был взят на вооружение такими выдающимися педагогами, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Абай Кунанбаев, и.Алтынсарин и другие.

Историческая память, традиции семьи – важнейшие факторы воспитания, ибо в них концентрированно выражаются собственно семейный опыт и его нравственные ценности, а так же опыт и ценности рода. В семейном опыте воспитания сохраняют свое значение и национальные традиции, составляющие богатство педагогической культуры.

Как справедливо заметил Ч.Айтматов: «человек без прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической переспективы и способен жить только сегодняшним днем».

На наш взгляд, наивно было бы пологать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которое и в наш век прорастут и дедут добрые всходы.

По шариату брачным возрастом у казахов для девушек является 9 лет, для мальчиков – 12 лет. Это мусульманское установление получило широкое распространение в Казахстане в прошлом. В казахских аулах и кочевьях часты были случаи выдачи замуж девочек в возрасте 12-13 лет. По установленным традициям невестка не должна была обращаться к родственникам мужа по имени. Братьев и сестер мужа она должна была называть нарицательными именами: торем, ширак, таркын, бикем и т.д. Если кто-либо из родственников имел имя, которое совпадало с названием какой-то вещи, то невестка эту вещь не должна была называть, придумывая другие слова – производные от ее названия, чтобы было понятно.

Диваев А.А. пишет, что «на девушку в семье смотрели как на равного с мальчиками членами семьи и оказывали ей уважение и почтение».

В подтверждение своих слов исследователь приводит одну из казахских примет: «девушки – гостьи не должны садиться у порога, а садятся они в «төр», то есть в передний угол, — место почетное, где обыкновенно сажаются «ак суйек», то есть султанского благородного происхождения, и старики. Но стоило ей выйти замуж, как отношение к ней резко менялось. Она превращалась в рабыню, «удел которой – только одна работа на всю семью и обязанность которой быть женой, матерью и воспитательницею».

И поэтому с раннего детства девочек учили домашним делам. Выходя замуж, девушка должна была уметь готовить, шить, следить за хозяйством и т.п.

Девочки, особенно взрослые девушки, при разговоре со старшими по этикету должны были вести себя скромно, на вопросы полагалось отвечать спокойным голосом. Правило житейского поведения требовали, чтобы дети здоровались со старшими первыми, не утомлялись их бесконечными вопросами, не садились прежде, чем займут место старшие, не входили в дом впереди старших; наоборот, требовалось открыть дверь и придержать ее, пока войдут старшие или гости.

«По восточному обычаю,-пишет А.Рабиев, — неприлично девушке заявлять родителям, что «мне по сердцу такой-то». Но особым событием считалось заплетение кос девочкам в возрасте 9-10 лет. С этого момента девочка меняла детскую одежду, надевала чапан, различные украшения, старалась держаться скромно, избегала иограть с мальчиками, детьми. В подростковом возрасте, то есть с 9-10 лет за воспитание девочки отвечала мать и сноха. Они внушали ей понятие девичьей чести, благопристойность, скромность и т.д. После обряда заплетания кос за девочкой наблюдали все окружающие, поэтому бытовала народная поговорка: «За девушкой наблюдают любопытные глаза из сорока домов». И это оющее благожелательное внимание оказывало благотворное влияние на нравственное воспитание девочек.

С.М.Абрамзон описал нравственный облик казахской девушки: «Целемудренные девушки тщательно оберегались».

Источники сообщают, что в 1897 году в Казахстане в брак всупали, не достигнув десятилетнего возраста 355 девочек и 152 мальчика. Следуя установленным традициям, в которых шариат не усматривал противоречия исламу, девочек и мальчиков в подготовке к семейной жизни учили, что мужчина не должен был обращаться к своим женам по имени. Наряду с этим даже бывали случаи ранних браков мужчин 13-15 лет, но они уже в 20-х годах 20 века встречались редко.

Среди основных положений ислама среди казахов было распространено следующее: необходимость уплаты калыма. И поэтому женитьба нередко была трудно разрешимой проблемой для бедняков. Мальчика с раннего возраста учили заниматься скотоводством, земледелием, потому что ему приходилось отрабатывать калым.

Шариат определял и правила развода, представлял приоритетные права на развод мужчине. Он мог единолично решать вопрос о расторжении брака. Согласно мусульманскому установлению, достаточно было мужчине произнести одну из семнадцати формул, следствием которых являлся развод («ты отлучена», «ты отрезана», «ты запретна» и т.д.), и брак считался расторгнутым.

Миноваров А.К. в книге «Развитие семейного воспитания в Казахстане» пишет, что уже к 5 годам дети приобретали первоначальные навыки убирать игрушки, кормить домашних птиц и жи вотных, поливать цветы. В 10-15 лет дети непосредственно включались в производительный труд совместно со взрослыми. Мальчики ухаживали за скотом, работали на полях. Девочки учились катать войлок, выделывать кошмы, стричь овец, доить коров, стирать белье, шить одежду. Готовить пищу, убирать жилище. Взрослые – хлопкоробы, хлеборобы, чабаны и табунщики, кузнецы и т.д. передавали свой опыт детям. Так постепенно создавались потомственные династии тружеников определенной профессии.

Исследователь народной педагогики казахского народа А.К.Миноваров отмечает, что «одной из замечательных традиций казахской семьи является приобщение детей с раннего детства к труду. Детский труд был одним из необходимых средств укрепления экономики семьи». В 6 лет он должен был уметь взобраться и сесть в седло лошади, в 7-8 лет участвовать в скачках, в 14-15 лет считался уже наездником.

«В каждой семье, — пишет Т.У.Сарсенбаев, — дети помогали изготовлять из овечьей шерсти войлок и кошму для покрытия юрт, из конского волоса плели веревки для домашнего обихода; из шкур изготовляли обувь, посуду. Одежду».

В казахской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как улкен уй «большой дом), отражая этим почтительность к основателям семьи. Исследуя традиции казахской семьи, Т.Орманов отмечает, что дети здесь – первые помощники своих родителей. Старшие ухаживают за младшими, и это очень важно, так как казахские семьи многодетные. Дети принимают посильное участие в сборе хозяйственных продуктов. И это соединяется с тардиционным ритуалом: в казахской семье дети с раннего детства учат тому, чтобы, проходя мимо работающего человека, они не забывали выразить пожелания успехов в труде и хорошего настроения. Ребята постарше, как это принято в сельской местности, не ограничиваются пожеланиями, а оказывают пожилому человеку помощь, некоторое время работая вместе с ним. Более того, даже умеется специальная коллективная трудовая взаимопомощь –хошар, вырабатывая веками в трудовых условиях жизни казахского народа.

Нравственный облик народа ярко выражается в отношении общества к семье. Традиции казахской семьи исследовал А.Рабиев, который, в качестве. Отмечает, что пожилых людей, имеющих огромный житейский опыт, — дедушек, бабушек – называют «подталкавателем» счастья или «открывающими счастье». Эти мудрые опытом люди стоят у колыбели молодой семьи. При создании семьи, по восточному обычаю юноше необходимо проявлять инициативу и добиваться не только согласия девушки, но и ее родителей. И это согласие получают с помощью тех самых «открывателей счастья», которые предварительно прикидывают, получится ли у них счастливая семья.

Воспитание в детях чувтсва гостеприимства каждая семья считала своей первейшей обязанностью. Казахи говорят «Гость хоть мало сидит, да много видит», поэтому гостеприимный хозяин стремится, чтобы вся обстановка в доме оставила у гостя приятное впечатление. Проявление гостеприимства ка квыражение сердечности казахи оценивали афоризмами: «Слово хорошего человека лучше, чем угощение плохого», «если тебя угостили, не забудь поблагодарить».

Семейные традиции облагораживают человека, вносит в его жизнь элементы романтики, приносят радость и счастье.

Говоря о положении женщины в казахском обществе прошлого, необходимо отметить, что по сравнению с женщинами других среднеазиатских народов, женщины-казашки обладали несколько большей свободой. Они не вели затворническую жизнь, не закрывали своих лиц, не носили ритуальных покрывал – чачвана и др. Они допускались в мужское общество. Образованные женщины пользовались у мжчин уважением, учавствовали в обсуждении важных общественных вопросов. Обычно это были женщины из состоятельных семей. В семьях бкдняков женщины трудились на равне с мужчинами, что так же вызывало к ним уважение.

Признание казахами роли семьи в материальном и нравстенном благополучии человека, реализуемой в семье, отразилось в многочисленных пословицах, касающихся семейного быта, широко бытовавших по всей территории Казахстана. «Семейный горшок всегда кипит», «Семейная каша погуще кипит», «Семейное согласие всегда доорже», «Муж жене – отец, жена мужу – венец», «Отцовским умом жить деткам, а отцовским добром не жить» и прочие.

Таким образом, семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества так же не мыслиться без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей; счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Опытно-практическая работа по подготовке старшеклассникоа к семейной жизни.

Важнейшей задачей семьи является воспитание детей, развитие их физических и друховных сил в органической связи с общественным воспитанием в духе преданности Родине. Кроме того, в процесе жизни дети перенимают у старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществяться на всех этапах его развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания.

Однако каждая область человеческой жизни и каждый вид деятельности имеют свою специфику, которая необходимо учитывать, готовя к ним юношей и девушек.

В средней школе № 197 нами было проведено анкетирование среди учащихся 10-11 классов.

Старшеклассникам были даны следующие вопросы:

  1. Как вы себе представляете семейную жизнь?
  2. По-вашему, в каком возрасте можно строить семью?
  3. Ранние браки, надежны ли они?
  4. По какому принципу должны строиться семьи, по любви или по расчету?
  5. Глава семьи: мать или отец?
  6. Какие обычаи и традиции, по-вашему, могут пригодиться в будущей семье?

Результаты анкетирования выявили такую картину.60 % девочек ответили на первый вопрос, что семейная жизнь их пока не интересует, что им нужно сначала поступить в институт, получить образование. Они считают, что в нашем обществе ценят образованных женщин, матерей, воспитателей своих детей. Семейная жизнь – это для них еще неисследованная тема.

На этот же вопрос мальчики ответили по-другому:

75% ребят считают, что мужчина должен сначала создать семью, а потом решать другие проблемы. Для них семейная жизнь на первом плане.

По мнению учеников 10-11 классов эта тема ими полностью изучена.

На вопрос — в каком возрасте можно строить семью – 90 % девочек ответили, что семью нужно создавать в 20-22 года, а мальчики считаю, что семью можно создавать в 17-20 лет. Так же юноши считают, что ранние браки прочны тогда, когда обе стороны любят друг друга; девочки придерживаются того же. А остальные думают, что не только любовь, но и хороший финансовый может укрепить положение молодоженов.

По принципу нынешнего времени молодые люди, девочки-романтики считают, что главную роль играет любовь /80 %/ , что за любимого человека можно отдать все. Как говорится в пословице: «с любимым и в шалаше рай». А 20 % девочек думают иначе. Они считают, что нужно жить реально, по расчету, тогда только можно выжить в этой жизни.

На вопрос: кто должен быть главным в семье: отец или мать – 100 % ребят ответили, что главной в семье должен быть отец, 95 % девочек считают, что главный тот, кто больше зарабатывает, а 5 % девочек считают, что главный должен быть мужчина, который способен и накормить, и защитить членов семьи.

Проведенное анкетирование показало, как различны представления старшеклассников о семейной жизни. Небольшое исследование, поведеденное нами, еще одно доказательство того насколько актуальна эта проблема. И задача учителей и классных руководителей помочь юношам и девушкам овладеть «азбукой» семейной жизни от этапа знакомства до бережного отношения друг к другу в старости.

Лишь немногие знают, что народные обычаи и традиции имеют отношение к подготовке к семейной жзни, но как они могут быть реализованы в их личной жизни, об этом пока не думали.

О правилах ухаживания, о том, что девочки, особенно взрослые девушки, при арзговоре со старшими по этикету должны были вести себя скромно, на вопросы полагалось отвечать спокойным голосом. По восточному обычаю казахи никогда в открытую детям не говориили о семейной жизни. Воспитанием девушек в семье занимались снохи, то есть жены старших братьев. Они говориили им о семейной жизни, об отношениях супругов, об их интимной жизни. Но, к сожалению, не все родители /особенно в многодетных казахских семьях/ рассказывали об этом..

Еще 3-4 года назад в общеобразовательных школах были уроки «Этики и психологии семейной жизни», которые, увы, теперь отменены. На занятиях этики и психологии семейной жизни шел откровенный разгово, проходил обмен мнениями, создавалась возможность для коллективного поиска истины и анализа реальных событий и фактов. Педагогический такт, доверительность, взволнованность учащихся жизненной значимостью проблем, обращенных к каждому, — важнейшие условия успеха в подготовке старшеклссников к семейной жизни на уроках. Занятия по этике и психологии семейной жизни отличались от обычных, к которым привыкли в школе. Здесь речь шла о личном, интимном, сокровенном и при этом имеющем непреходящее, вечное значение.

В настоящее время эти занятия нужно возобновить, так как юношей и девушек очень интересуют вопросы дружбы, любви, нравственности взаимоотношений, они испытывают интерес к проблемам брака и семьи.

Однако, немаловажное значение имеют и уроки русского языка и литературы, где учитель доступно, грамотно может рассказать об обязанностях супругов друг к другу. Практика подтверверждает и эффективность использования в воспитании будущего семьянина на уроках литературы – урок конференций. Чаще всего это читательские конференции, где больше место отводится последующим обсуждениям книг, в которых рассказывается о любви, о дружбе, о брачно-семейных отношениях.

Успешное формирование сознания школьников немвслимо без опоры на реальность, на те конкретные образцы, которые соответствуют усваиваемым ими идеям и идеалам. Вот почему исключительно большое влияние на воспитание у школьников качеств семьянина оказывают образцы поведения других людей.

На занятиях литературы, гда рассказываются события из жизни замечательных людей, учащиеся знакомятся с их семьями по воспоминаниям родных, по письмам, художественной литературе.

Русский язык и литература в школе всегда мыслились как предметы, тесно связанные между собой. И поэтому учителя в т ой или иной мере используют связь между ними при обучении русской устной и письменной речи.

Обращение на уроках русского языка и литературы произведениям полезно во многих отношениях. Это развивает зрительную память, повышает культуру чтения, помогает вырабатывать навыки грамотного письма.

Таким образом практика показала, что работа по аодготовке старшеклассников к семейной жизни в какой-то мере проводится. Если учителя на каждом уроке /по литературе, по русскому языку, по истории, по биологии и т.д./ будут говорить о семье, о целостности всего человеческого общества, то постепенно осваивая его, познавая его, преобразуя этот мир своей деятельностью, человек утверждает себя как личность, делает окружающий мир частью своей индивидуальности. И тогда каждый может знать о том великом долге друг перед другом и перед своими будущими детьми, какой добровольно принимают на себя люди, вступая в брак.

Если бы мы задались целью написать все о семье, нам не хватило бы и всей жизни. И все же тема семьи остается малоизведанноц. Она неисчерпаема – так богата, так разностроння по содержанию, так неповторима по форме прявления, так удивительна с точки зрения ее развития.

Неисчерпаема многогранность этого понятия. Сейчас в нашей Республике подавляющее большинство браков заключается по любви. Долго и упорно боролись за это люди, без взаимной любви нет и не может быть личного счастья.

Но прежде всего мы должны стремитьься передать нашим потомкам сокровища нашего народа. Поколения людей находят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в памяти – в наследии потомкам.

Исходя из сказанного мы сделали следующие выводы:

  1. Как утверждают научно-педагогические источники, семья – это выработавшаяся за многие века форма союза людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условиях для их повседневного жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколения;
  2. Подготовка к семейной жизни фактически происходит в течение всех предыдущих замужеству лет, однако – происходит она фактически стихийно. И поэтому важной практической задачей подготовки девочек, подростка, девушки к будущей жизни является внесение элементо четкой организации в этот процесс на основании дальнейшего иучения психологии семейной жизни;
  3. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение..

Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримо будущее общества ьак же не мыслиться без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего с семьей, счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Разработка урока по русской литературе в 10 классе казахской школы.Бисен Баян Абайкызы. Казахская школа № 197 г. Кызылорда

Тема: «Произведения Чингиза Айтматова».

Цель: образовательная: вспомнить произведения, написанные Чингизом Айтматовым, а особенно затронуть народные традиции в произведениях, о жизни национальной семьи.

Воспитательная: воспитать у детей красоту человеческой души, ее богатство.

Развивающая: развить устную речь, мышление.

Наглядность: портрет Чингиза Айтматова, высказывания казахских писателей.

Методы: беседа, работа с книгой.

Тип урока: объяснение новой темы.

  1. Орг. Момент /2 минуты/.
  2. Объяснение новой темы /20 мин/.
  3. Закрепление /15 мин/.
  4. Задание на дом 3 мин/.
  5. Комментирование оценок /1 мин/.

2. Объяснение новой темы.

Ребята, посмотрите на доску и обратите внимание на слова Ч.Айтматова:

«Вспоминаю свои семнадцать лет. Ходил я в школе мимо двора, где надо мной смеялись, что хожу пешком за восемь верст в школу. Вот, мол, чапает чудак по пыли, умнее других хочет быть. Лучше бы сапоги берег. Одни были. Разувался и шел босиком, но всякий раз, приближаясь к этому двору, натягивал сапоги. Нарочно шел по лужам и грязи. Этим я хотел сказать, что не в сапогах дело».

Ребята, как вы думаете, почему люди так много говорят о своей юности? Почему о ней поют лучшие песни?

Да, вы правы, это период здоровья, энергии, жажды открытий чуткость к прекрасному, сердечная дружба.

Ребятя, скажите, пожалуйста, какие произведения Чингиза Айтматова вы читали?

«Прощая, Гульсары», «Лицом к лицу», «Маиеринское поле», « Джамиля» и т.д.

Ребята, возьмем, например, произведение «Джамиля». Какие портретные характеристики семей, живущих в аулах дает писатель?

В казахских аулах женщину держат за рабыню. В доме мужа она не может делать все, что хочет. Всему, чему научили ее в доме отца: убирать, стирать, ухаживать за домом, а так же скромности, воспитанности.

У казахов есть традиция, что «келин» должна вставать рано, а ложиться поздно. Она должна ухаживать не только за мужем, за детьми, но и за родителями мужа. Каждое утро кланяться им. Жизнь «кеоин» в доме мужа трудная, но женщины-казашки выносливы, трудолюбивы.

Джамиля была хорошей «келин», но ее убивало то, что ее никто не слушал, а за каждый плохой поступок ее бил муж.-так рассказывают учащиеся/.

Да, ребята, молодцы.

А как вы думаете, правильно ли поступила Джамиля, когда ушла из аула?

/Ученики отвечают/. Арман: «Нет, неправильно. Она должна была выдержать все».

Маржан: «А я думаю по-другому. Почему она должна терпеть, за что? Правильно она сделала, что ушла. В ее жизни появится что-то новое, кроме домашних дел. К тому же она полюбила, и сделала смелый шаг, доказывая свою любовь.»

Вы все по-разному думаете по этому поводу, да, ребята?

А теперь здесь же давайте послушаем маленький пересказ одной из учениц:

«Это повесть о молодой женщине, которая вступила на путь борьбы – она выступила против патриархальных обычаев. Дочь табунщика, она уважает традиции и старших, но никогда не склоняет перед ними голову. Старшие по-своему представляют счастье: достаток в доме, соблюдение традиций. Но Джамиля не довольствуется только приветом в конце письма. Она не может чувствовать себя нужной только для дома.

Ребята, вот как жили раньше девушки, их выдавали замуж, не спрашивая согласия невесты, запрещали ездить в большие города и получать образование.

Скажите, пожалуйста, все ли мы знаем о своих традициях? Какой должна быть девушка до замужества? /скромная, трудолюбивая и т.д./

А что должны были делать юноши? /Они должны были уметь работать на полях, по хозяйству, ухаживать за скотом и т.д./

Сейчас, если мы сравним семьи в те годы, то многое изменилось. Сейчас девушка может будущего своего мужа сама избрать, может свободно получать образование. В настоящее время девушки наравне с юношами.

Повесть «Джамиля» радует, окрыляет и,наконе, озаряет своим романтическим сиянием. Чингиз Айтматов воспел любовь.

Как вы думаете, ребята, а сейчас существует такая любовь? /Да, наверное/.

Ребята скажите, пожалуйста, а вы бы женились или бы вышли замуж по любви или по расчету?

Интересно, мнения у всех разные. Семья будет тогда крепкая, когда в ней есть любовь, ребята, но и расчет в каокй-то степени нужен. Да, ребята.

А чем еще интересны для вас произведения Чингиза Айтматова?

Произведения его привлекают меня простотой, искренностью, правдивостью. Я читаю их с большим удовольствием, даже перечитываю. И всякий раз нахожу в них что-то новое для себя.

Итак, через произведения Ч.Айтматова вспомнили и о семейгых отношениях, о традициях. Еще одна встреча с прекрасным обогатила нас.

4. Задание на дом. Прочитать произведения Ч.Айтматова.

Разработка урока по русскому языку в 10 классе казахской школы.Бисен Баян Абайкызы. Казахская школа № 197 г. Кызылорда

Образовательная: обобготить память и речь учащихся.

Воспитательная: средствами русского языка привить у учащихся любовь к родине, к уважению старших.

Развивающая: развить у детей устную и письменную речь.

Наглядности: таблица, плакат, карточки, интерактивная доска.

Методы: игра, беседа, работа с книгой.

Тип урока: Объяснение новой темы.

  1. Орг . момент.
  2. Объяснение новой темы.
  3. Закрепление.
  4. Словарный диктант.
  5. Задание на дом.
  6. Комментирование оценок.

Конец отдельных слов в русском языке в качестве особых языковых

единиц употребляются и более сложные образования, которые называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами.

Посмотрите на доску. Например:

«Не по дням, а по часам», «след простыл», «взять свои слова обратно» и др.

А теперь сделаем сравнение с казахским языком: «күн демей түн демей, қол жан-занды, сыйға сый, сыраға бал».

Ребята, а какие вы знаете фразеологизмы на тему «Семья».

Выдержка ответов учащихся: /тату болу/ — быть в дружеских отношениях, /көзіне шөп салу/ — изменять.

Молодцы. А как вы понимаете эти фразеологизмы? Что значит жить в дружеских отношениях?

Ответы учащихся: это значит, муж и жена должны уважать друг друга, только тогда будет семья крепкой. А семья, где обоюдные отношения, и дети бывают воспитанными, потому что они берут пример с родителей.

В семье не должно быть ссор, а особенно драк. Это очень сильно влияет на психику детей, и они растут ожесточенными, поэтому в семье должен быть мир и согласие.

Да, ребята, и вы должны дружить между собой, потому что вы тоже одна семья.

А как вы понимаете фразеологизмы «көзіне шөп салу, то есть на русском языке «изменять»?

Ответы учащихся: «изменять – это значит жить второй жизнью, вне семьи. Изменяют те, кому в семье плохо, где нет согласия, и они страшно мучаясь, стараются пойти куда-нибудь, лишь бы быть реже дома. Но изменять – это не значит, что кто изменяет, тот не любит свою семью. Это зависит и от человека, если он с детства привык менять подружек или друзей, то в зрелый возраст это будет сказываться. Конечно, плохо, когда мама или папа изменяют друг другу. Это также действует на психику детей. И в конце концов, многие семьи распадаются.

Да, ребята, это плохо, когда в семье кто-то мешает жить в согласии.

А что вы скажите про девушек в казахских семьях, есть ли фразеологизмы о семье, об отношениях в семье?

Ответы учащихся: «қызым сен тында, келінім саған айтамын», қызға қырық үйден сын».

Молодцы, ребята, а вы оказывается хорошо знаете казахские фразеологизмы.

А скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти фразеологизмы?

Ответы учащихся: даже если сорок раз сделают замечание, то это будет не во вред. Что девушка должна знать все правила этикета и т.д.

А фразеологизм: «қызым сен тыңда, келінім саған айтамын» означает, что мать в казахских семьях в открытую ен говорит дочке о семейной жизни. Она сначала говорит своей « кели», а «келин» говорит дочке.

В казахских семьях за воспитание девушек отвечает сноха.

Молодцы, ребята, вы оказывется, хорошо знаете обычаи и традиции своего народа.

А сейчас выполним упражение 43. Составьте фразеологизм о семейном воспитании: /все выполняют упражнение в тетрадях./

Марат, прочитай, пожалуйста, свои фразеологизмы: «Их водой не разлить», «совать нос- вмешиваться в семейные дела». Спасибо. Садитесь.

Нужно знать фразеологизмы и на казахском языке, и на русском языке, а также нельзя забывать народные традиции, народные памятники. Язык, на котором говорили наши деды.

Ребята открыли словарь. Запишите все фразеологизмы, о которых мы говорили на занятиях, на двух языках.

Задание на дом: выполнить упражнение 45. Написать значение фразеологизмов.

О admin

x

Check Also

Психология девочек 10-ти лет ☀ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Психология девочек 10-ти лет 10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только «круглая» дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку ...

Психологические тесты с ответами — Психология счастливой жизни

Психологические тесты с ответами. Тест- опросник "Ваш родительский стиль воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся или эмоциональный воспитатель". Предлагаемый вам тест опросник взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Как считает автор книги психолог ...

Психологическая помощь жертвам сексуального насилия

Ваш психолог. Работа психолога в школе. Самое популярное Помощь детям, пережившим сексуальное насилие Проблема сексуального насилия до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в ...

Проектор, Дизайн человека

Проекторов примерно 21% от общего числа людей. Это прирождённые координаторы, проводники, направляющие. Особенно для Генераторов и Манифестирующих Генераторов. Чтобы выступить в этой роли, нужно правильно войти в контакт. За эту правильность отвечает внутренняя правда и ...

Программа литературного кружка — Учимся любить книгу — Международная Ассоциация Развития Образования

Программа литературного кружка «Учимся любить книгу» Мухаметова Лариса Анатольевна, Иванова Клавдия Алексеевна, Республика Татарстан, г. Нурлат, учителя начальных классов «Учимся любить книгу» в рамках внеурочной деятельности Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем ...

Проверяем квартиру перед покупкой: 5 вещей, которые надо сделать, Деньги, Аргументы и Факты

Проверяем квартиру перед покупкой: 5 вещей, которые надо сделать Анализ юридической чистоты квартиры – не такая уж сложная процедура, справиться с которой при желании по силам и покупателю, а не. Главное – знать, какие 5 ...

Приметы чтобы деньги водились

Приметы чтобы деньги водились Какие существуют приметы чтобы деньги водились? Вот самые главные: Подметать пол нужно от порога, а не к порогу, чтобы добро из дома не вымести. Вечером не подметают — счастье из дома ...

Применение теста Рене Жиля

Расставание с мамой в детском саду — особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения. Все ...

Приказ Министерства образования и науки РФ от N 101 — Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей — (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства ...

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2015 г. № 1034н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с ...

Прием психотерапевта — как проходит, что говорить и себя вести

Где и как получить консультацию детского психотерапевта Прием психотерапевта традиционно для многих людей проходит в волнительном и тревожном ожидании. А вот в развитых странах давно уже стало привычным делом посещения врача психотерапевта. Зачастую это связано ...

Презентация на тему: Проект — Мои любимые сказки — выполнила воспитатель первой категории МБДОУ 45 Вершинина Елена Георгиевна 2014г

Проект « Мои любимые сказки» выполнила воспитатель первой категории МБДОУ 45 Вершинина Елена Георгиевна 2014г. — презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемКлара Карпеева Похожие презентации Презентация на тему: » Проект « Мои любимые ...

Презентации, уроки и тесты для учителя — Учительский портал

Методические разработки Представлено 12 карточек разного уровня сложности. Предполагается выполнение работы в течении 7 — 10 минут в начале урока, как проверка знаний по обозначенной теме. Или в конце урока, как первичное закрепление пройденного материала. ...

Презентации по окружающему миру для 2 класса

Презентации по окружающему миру для 2 класса Окружающий мир 2 класс Окружающий мир 2 класс Планета, на которой мы живём -. Земля. Урок окружающего мира. Европа Евразия Азия Африка Африка Сев. Америка Америка ЮЖ. Америка ...

Правда без любви

Правда без любви Трудно, почти невозможно встретить в жизни такого человека, который бы не хотел, чтобы с ним поступали по правде, по справедливости. Быть может, только святые радовались, когда их оскорбляли, унижали и клеветали на ...

Почему парень не предлагает встречаться

Почему парень не предлагает встречаться Всем приветик! Достаточно часто в письмах и комментариях девушки пишут о том, что парень не предлагает встречаться. Поэтому я решила написать статью об этом. Думаю, для многих она будет интересной ...