Тема 13. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков Понятие и виды пьянства и алкоголизма. Причины пьянства и алкоголизма. Пьянство как социальное явление: основные мотивы.

Тема 13

Тема 13. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков

Понятие и виды пьянства и алкоголизма. Причины пьянства и алкоголизма. Пьянство как социальное явление: основные мотивы. Алкоголизм как медицинская категория: виды, последствия. Особенности возникновения и развития пьянства у подростков. Детский и подростковый алкоголизм.

Диагностические границы пьянства и алкоголизма. Стадии развития алкогольной зависимости. Социальные, психологические, биологические факторы пьянства и алкоголизма. Социальные последствия пьянства и алкоголизма.

Организация деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Профилактика алкоголизации в подростковой среде. Формы и методы социально-педагогической работы.

Алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности. В связи с этим алкоголизм является не только медицинской, но и социальной проблемой. Его социальные последствия, в отличие от медицинских, могут формироваться уже на стадии бытового пьянства.

Существуют различные классификации алкоголизма и пьянства, разработанные с учетом клинических, психологических, юридических и других критериев. Наиболее простой является следующая: 1-я группа – не употребляющие алкогольные напитки; 2-я группа – употребляющие умеренно (беспроблемное пьянство); 3-я группа – злоупотребляющие спиртным (появление проблем, связанных с пьянством, в семье или на работе), но без признаков алкогольной болезни; 4-я группа – больные алкоголизмом.



Алкоголизм возникает вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя. Алкоголизм характеризуется четырьмя синдромами, последовательное развитие которых определяет стадии болезни.

Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение защитных реакций при передозировке алкоголя, способность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения.

Синдром психической зависимости: влечение к опьянению — так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом состоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения.

Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря контроля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состоянии опьянения.

Синдром последствий хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности.

Хронический алкоголизм – заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, формированием абстинентного синдрома и развитием признаков алкогольной деградации.

В течении алкоголизма выделяют 3 стадии:

I стадия (длительность от 1 года до 4-5 лет)характеризуется повышением толерантности (переносимости) к алкоголю, исчезновением рвотного рефлекса, возникновением психической зависимости с тягой к состоянию опьянения, снижением количественного контроля (передозировка принятого напитка), нарушением приобретенных ранее коммуникативных связей.



II стадия(длительность 5 — 15 лет) сопровождается развитием абстинентного (похмельного) синдрома и необходимостью повторного приема алкоголя для временного облегчения своего состояния. Продолжительность похмельного состояния постепенно нарастает, что приводит к возникновению различных форм пьянства. Наиболее частая – псевдозапойное пьянство (ложные запои), которое характеризуется возникновением запоев, зависящих от социально-психологических факторов (конец рабочей недели, зарплата, «встреча друзей» и т.д.) и оканчивающихся только в результате внешних обстоятельств (отсутствие денег, необходимость выхода на работу, активное противодействие окружающих и т.д.). Появляются признаки алкогольной деградации: лживость, преуменьшение размеров своего пьянства, огрубение, появление «алкогольного юмора», снижением интереса ко всему, кроме выпивки, повышенная раздражительность и, как следствие этих черт, – профессиональная и социальная деградация, потеря семьи, работы. Основными признаками II стадии являются: непреодолимое влечение к алкоголю, максимальное нарастание толерантности, утрата не только количественного, но и ситуационного контроля, появление соматоневрологических нарушений и алкогольных психозов.

III стадия (длительность 5 — 10 лет) характеризуется снижением толерантности к алкоголю, значительным ухудшением соматического состояния вследствие алкогольного поражения внутренних органов и выраженными неврологическими расстройствами, которые доходят до появления в состоянии абстинеции эпилептоподобных припадков и различных алкогольных психозов. Усиливаются черты социальной деградации, интеллектуально-мнестические нарушения, развивается апатическое состояние, которое обычно принято обозначать как алкогольное слабоумие. Зависимость от алкоголя приобретает не столько психический, сколько биохимический характер.



Алкоголизм сопровождается постепенным изменением личности. Эмоциональные реакции больных характеризуются то благодушием и беспечностью, то легко возникающими раздражением, гневливостью, неприязненным и агрессивным отношением к окружающим, прежде всего к членам семьи. Лицам, страдающим алкоголизмом, свойственна бестактность, склонность к грубому юмору, хвастовство и лживость, пренебрежительное отношение к своим обязанностям. Изменение личности является частой причиной совершения различных преступлений.

Алкоголизм, формирующийся в детском и подростковом возрасте (до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. У детей и подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

— злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

— принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

— быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

— низкая эффективность лечения.



Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков. Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах:

1) на первом, начальном этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.;

2) второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат;

3) на третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма;



4) четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя;

5) на пятом этапе развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя.

Основные технологии и методы профилактики алкоголизма:

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.

2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.



3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.

4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.

5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.

6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.

7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

Основные направления социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя:

1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьников, склонных к употреблению спиртных напитков, посредством их личностного развития.

2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

3. Деятельность по социальной реабилитации школьников, имеющих алкогольную психическую или физическую зависимость.



4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

5. Посредническая деятельность между школьниками и окружающим их социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность при профилактике алкоголизма предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

— диагностическая — нацелена на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности;

— прогностическая — заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации;



— образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;

— правозащитная, обеспечивающая правовую основу социально-педагогической деятельности, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника;

— организаторская — обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму;

— коммуникативная — заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации;

— предупредительно–профилактическая — обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Капли от алкоголизма без ведома больного: разнообразие препаратов

Особенности употребления капель от алкоголизма без ведома больного Алкогольная зависимость – это настоящий бич для общества. Только в некоторых случаях больные люди признают себя таковыми, зачастую своему вечно пьяному состоянию они находят самые разнообразные объяснения.

Вся правда о вреде пива

Вся правда о вреде пива Действительно, велика ли опасность нескольких кружек пива для взрослого мужчины? Можно ли пить пиво женщинам и подросткам? Есть ли вред пива для мужчин? Вредно ли безалкогольное пиво? Вам интересно как влияет на вашу жизнь "лёгкий" алкогольный "напиток"? Начнем с того, что пиво, так же как и водка, коньяк, портвейн, сухое вино, является алкогольным напитком, потому что в его состав тоже входит этиловый спирт.

Книги, которые невозможно экранизировать — форум про алкоголизм

NotDrink.ru - лечение алкоголизма через общение - НотДринк.ру Не пьет 4 года 7 месяцев 4 дня Пользователям, которые "забыли спросить", посвящается. В результате наблюдается ситуация, что человек на форуме пару лет, а "матчасть" не изучил.

Nicoin от курения

Спрей НКин от курения В сигарете находится более 4 тысяч вредных компонентов, среди которых канцерогенные смолы, токсичные газы и никотин – наркотический стимулятор, вызывающий привыкание.

Фетальный алкогольный синдром у детей: симптомы, признаки, классификация, лечение

Фетальный алкогольный синдром у ребенка — аномалии психофизического развития У фетального алкогольного синдрома (ФАС) множество синонимичных названий – эмбриональный алкогольный синдром, алкогольный синдром плода, алкогольная эмбриофетопатия, нарушения фетального алкогольного спектра.

Женские радости

Кодирование от курения, Стоп алкоголизм

Методы кодирования от курения на дому даже у алкоголика со стажем!" Есть такое высказывание: «Это не ты идешь на перекур, это сигарета ведет тебя на раскур». И если вы читаете эту статью, значит это чувство знакомо и вам.

Алкоголь и обезболивающие препараты, совместимость, можно ли пить обезболивающие таблетки с алкоголем

Алкоголь и обезболивающие препараты Нередки ситуации, когда приходится принимать обезболивающее с алкоголем. Алкогольные напитки способны провоцировать скачки давления, а те, в свою очередь, головную боль.

Созависимость при алкоголизме: как себя вести и избавиться от созависимости

Как бороться с созависимостью от алкоголика Впервые термин «созависимость при алкоголизме» появился в Америке в 70-х годах прошлого века. Его использовали для обозначения нормальных, на первый взгляд, людей, разрушивших собственные жизни из-за нездоровых отношений с алкоголиком.

Монастырский сироп с экстрактом женьшеня поможет восстановить организм и повысить иммунитет

Монастырский сироп с экстрактом женьшеня избавит от многих болезней и вернет здоровье! Практически пять тысячелетий знают китайские целители об огромной силе, которая спрятана в корнях женьшеня.

Как восстановить печень после употребления алкоголя?

Как восстановить печень после употребления алкоголя? Если бы человеческая печень могла говорить, то на вопрос, кто ее главный враг, она бы не раздумывая ответила: АЛКОГОЛЬ! Никто не спорит, в мире существует множество природных и рукотворных ядов, которые по своему токсическому воздействию на печень гораздо сильнее этилового спирта.

Как снять похмельный синдром после запоя

Как снять симптомы похмельного синдрома после запоя Для алкогольной зависимости характерны затяжные по времени возлияния, известные как запои. В зависимости от степени сформированности зависимости запои могут длиться от трех дней до нескольких месяцев непрерывного пьянства.

Употребление алкоголя при сахарном диабете: можно ли, 2 типа, последствия

Употребление алкоголя при сахарном диабете 1 и 2 типа Сахарный диабет имеет давнюю историю, тянущуюся из стародавних времен. Множество мужчин и женщин испытывают постоянный дискомфорт от того, что испытывают мучительный дискомфорт от последствий этого заболевания.

Как вести себя с алкоголиком – основные принципы

Как вести себя с алкоголиком – основные принципы Если в семье имеется алкоголик – это настоящая проблема. Тогда какая-то адекватная коммуникация с человеком попросту исчезает.

Лечение белой горячки в домашних условиях

Белая горячка: симптомы, лечение дома Алкоголизм в нашей стране занимает одну из самых насущных и острых позиций. Ежегодно с этой бедой сталкивается огромное количество людей.

Почему с похмелья морозит

Как не пить Почему всегда потеешь с похмелья? Многие люди не раз замечали, что после употребления спиртного у них наступала повышенная потливость. Это явление довольно распространено.

Последствия женского алкоголизма

Последствия женского алкоголизма Алкоголизм и его последствия очень изменяют женщину, как внешне так и внутренне. Мы опишим лишь некоторые из тех изменений, которые происходят под влиянием спиртного.