Главная » Детские поделки » МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ

Международный фестиваль камерных театров кукол

Участники XI фестиваля.

Информационная поддержка фестиваля: МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Московский Детский Камерный театр кукол

Режиссёр — постановщик: Валерий Баджи

Художник-постановщик — Алина Корытова

Музыкальное оформление — Борис Смирнов

Актёры: Иван Герасименко, Елена Лесникова

Для родителей с детьми от 3-х лет

Оставшись за «старшую» на время отсутствия родителей, девочка так увлекается открывшейся ей свободой, что забывает про младшего брата. И – как на зло! – именно тогда известные коварством гуси-лебеди по приказу Бабы-Яги похищают мальчика. Чтобы спасти братца, юным зрителям вместе с девочкой предстоит отправиться в непростое приключение, преодолеть испытания, стать добрее, внимательнее и, конечно, обхитрить Бабу Ягу и восстановить справедливость!

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

В историческом месте Москвы, около древнего Ростокинского акведука, живет своей неспешной жизнью небольшая городская улица, названная в честь великого русского сказочника Павла Петровича Бажова. Неудивительно, что именно здесь 13 ноября 1990 года родился Московский Детский Камерный Театр Кукол (МДКТК), а первой постановкой стала волшебная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Этот спектакль до сих пор украшает репертуар театра, потому что любим зрителями разных возрастов.

Основатель нашего театра — ученик выдающегося деятеля театра кукол Сергея Владимировича Образцова — Заслуженный артист России Виталий Викторович Елисеев

С 2009 года театром руководит директор почетный работник культуры города Москвы Анатолий Иванович Александров. Главным режиссёром театра был назначен Валерий Ильич Баджи.

Сегодня в репертуаре МДКТК более 30 спектаклей: одни бережно продолжают народные и литературные традиции, другие предлагают актуальный материал, созвучный сегодняшнему дню.

Театр принимал участие в фестивалях:

V Международный фестиваль национальных театров кукол Радуга (г.Самара, сентябрь 2013г.)

X Международный фестивалть театров кукол «Муравейник» (г.Иваново, апрель 2014г.)

“Stalo teatras” («Настольный театр»), г. Вильнюс, Литва

«Две сестренки по концам мостка»

Автор идеи, сценарий и режиссура: Сауле Дегутите (Saulė Degutytė)

Композитор – Снеголе Дикчюте (Snieguolė Dikčiūtė)

Художник – Лигита Скукаускайте

Кристина Maурушявичуте (Kristina Mauruševičiūtė)

Продолжительность спектакля: 50 минут

Спектакль предназначен для семьи и детей от 6 лет.

Идея спектакля «Две сестренки …» началa обретать плоть при созерцаний

японских традиционных женских танцев джутамай, а также листая тексты

литовского мифолога Гинтараса Береснявичуса (Gintarаs Beresnevičius), в

которых он сопоставлял архаичные культуры литовцев и японцев. Перед

глазами зрителей — два отделенных речкой очага, сообщающиеся меж собой

только мистическим мостиком. За одним ухаживает японка, за другим —

литовка. Женщины по очереди друг другу рассказывают незабвенные сказки:

рядом с таинственной, японскими междометиями наполненной сказкой «Глаза

змеи», по-новому разворачивается неоднократно слышанная ‘Эгле невеста

Актрисы рассказывают, играя различными вещами, которые малые зрители могут

найти и у себя дома — плетеными корзинами и корзиночками, вазочками,

приморскими камушками, салфетками, женской шалью или мужскими рубашками.

Глаза змеи, и те созданы из старого абажура лампы и части колеса

старенького велосипеда. В руках актеров эти объекты меняют свои функции, а

то, что минуту назад было похоже на ковш для воды, тут же может

превратиться в голову ужа или колыбель ребенка.

Архаическую атмосферу на сцене помогают создавать и очень простые

музыкальные инструменты – камушки, деревянные палочки, и более сложные, с

привкусом далекой Азии и родные литовские — бамбуковая флейта и эктара,

кугиклы и гусли. В медитирующий поток дзен звуков врываются редкие

старинные литовские народные песни.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

В своих спектаклях театр использует различные предметы, которые оживают во время игры, получают своё лицо, голос, судьбу. Это театр предметов.

Так же театр использует только живую музыку в своих спектаклях.

В 2011 году театр награждён высшей театральной премией Литвы «Золотой театральный крест».

Театр принимал участие в фестивалях:

2005, 2006, 2007, 2011 гг. «Айтварас» (Алитус, Литва)

2006, 2013, 2015 гг. «Улыбаются куклы и дети» (Каунас, Литва),

2007, 2011, 2013 гг «Московские каникулы» (Москва, Россия).,

2007, 2009, 2011, 2015 гг. «Каракумский ослёнок» (Клайпеда, Литва),

2011 г. «Летающий фестиваль» (Каунас, Литва)

2013, 2014, 2016 гг. «Бродячие кукольники. Рождественское путешествие за Волхвами» (Москва – Коломна) и другие.

2016 г. «И люди и куклы» (Львов, Украина)

«Вязаный театр» (г. Рига, Латвия)

«Легенда о храбром воине и Михаиле»

Режиссёр, художник — Анна Андреева

Музыкальная часть — Айвита Вашкис

Анна Андреева – творческое начало театра, педагог и психолог. Постоянно думает над смыслом сказок, мастерит руками, шьёт кукол и иногда сочиняет песни для спектакля.

Айвита Ваште – добрый музыкант, выпускница музыкальной школы П.Юрьяна по классу скрипки. Она также владеет мастерством игры на флейте, лире, камнях и даже шишках.

Марианна Гренбере – великая выдумщица и менеджер театра. Она владеет четырьмя языками и, говорят, что знает язык кукол.

«Когда-то люди верили, что осенью страшный огнедышащий дракон пожирает солнце. Кругом становится темно и тоскливо. Но они знали, что есть воины света, и отважный Михаил всегда придёт на помощь в часы испытания. Мы решили передать эту старинную легенду детям, что бы в хмурое осеннее время зажечь в их сердцах огонь смелости, храбрости и бесстрашия. Ведь каждому на пути, хотя бы один раз в жизни, встречается дракон. И важно быть готовым сразиться с ним, помириться или убежать от него, сверкая пятками…»

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«ВЯЗАНЫЙ ТЕАТР» следует старой доброй традиции домашних театров, когда на встречу со сказкой в камерной обстановке собираются близкие и друзья. В тёплой сердечной атмосфере прямо на глазах у детей сотворяется настоящее чудо: синий платок превращается в море, бабушкино сито — в яркое сияющее солнышко, а шуршание шишек предвещает появление маленького ёжика. Все спектакли естественны, просты и гармоничны по своему звучанию. Они прекрасно выстроены. Над всем витает купол волшебства, удивительное настроение детства. Звуки настоящих музыкальных инструментов , красивого голоса радуют детей и создают умиротворение в душе.

В нашей жизни в последнее время слишком много экшена: детские спектакли громкие, герои активные – все призвано насмешить и развеселить малыша. Меж тем, детям так часто не хватает именно спокойной камерной атмосферы, где под горение свечи и звуки лиры можно наблюдать рождение чуда.

Частный Театр кукол теней и света «Дом Солнца»

(г. Минск,Беларусь)

««Морской подарок»» (световой спектакль)

Режиссер и автор сценария: Галина Савельева

Художники по куклам, создание декораций: Иван Солас, Галина Савельева

Актёры — Савельева Галина Ивановна

Пугачёв Геннадий Викторович ( он же композитор Иван Солас)

Продолжительность спектакля – 40 минут

Премьера спектакля состоялась: 18 апреля 2016г.

Новый спектакль для детей от 3 лет со светящимися в темноте декорациями и куклами, а также рисованием светом.

Для того чтобы раздобыть заветный подарок для своей мамы-рыбы маленькая Тирли отправляется в опасное путешествие в подводных глубинах…

Кого она встретит на своём пути?

Дружественных или опасных существ?

Для того, чтобы исполнить мечту своей мамы маленькая рыбка готова к любым испытаниям…

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Год создания театра: 2011г

Однажды нам очень-очень захотелось сделать что-нибудь очень-очень хорошее, доброе, волшебное. И мы решили, что мы должны непременно создать удивительный театр кукол, в котором будем ставить спектакли, согревающие души людей. Еще в этом театре мы будем обучать людей в творческих мастерских, создадим арт-терапевтические группы; и еще все спектакли в этом театре будут благотворительными! И как только мы так подумали – на свет появился театр кукол «Дом Солнца».

Первая постановка театра, спектакль об искренности «настоящих» добрых дел – «Папа-Пряник» (по сказке русского сказочника Николая Петровича Вагнера).

Премьерный показ спектакля успешно прошел в рамках театрального фестиваля «ДВЕРИ» на малой сцене Республиканского театра белорусской драматургии 12 ноября 2011 года.

Театр кукол и людей «Обитаемый остров» (г. Калининград)

Автор, режиссёр, художник, музыкальное оформление – Виталий Витковский

Актёры – Виталий и Ольга Витковские

Продолжительность спектакля: 50 минут

Спектакль отправляет зрителя в далекоё место, где в уединении живет отшельник-шаман, чью спокойную жизнь нарушает девушка с ребенком, пришедшая за помощью. В один миг таинственное прошлое Шамана сталкивается с настоящим ради будущего.

Мистическая драма «Шаман» — это компиляция традиционных легенд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вплетенных в трагический сюжет с печальным, но светлым финалом, в сопровождении мотивов, собранных из разных уголков мира этно-музыки, «Шаман» предлагает знакомство зрителя европейской части России с неизведанной, и, к сожалению, угасающей традицией малых народов нашей страны.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Театр кукол и людей «Обитаемый остров» был основан 25 января 2014 года актёрами Калининградского театра кукол Виталием и Ольгой Витковскими, как частный авторский театр кукол, адресатом которого является взрослая аудитория (+12). В репертуаре театра два спектакля — «Шаман» (мистическая драма) и «Нос» (фантасмагория по Н.В.Гоголю). На данный момент в труппу театра входят три актёра-кукловода и звуко-светооператор. Готовится к постановке третий спектакль…

«На островах чудес» (г. Южно-Сахалинск)

2016 г. «Преданья старины глубокой…» (г. Тамбов)

Театр «КИТ», г. Москва.

(по книге Л. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье».)

Режиссёр – Владислав Костин

Художник – Светлана Рыбина

Актёры — Вера Коюшева и Руслан Аллахвердиев

Продолжительность спектакля -1 час 15мин.

Книга Людмилы Улицкой составленна из писем-воспоминаний наших современников. Эти незамысловатые истории происходили с мальчиками и девочками, которые родились накануне войны, в военные или послевоенные годы. «Беру и помню»- название одной из глав книги, по названию детской игры. Мы выбрали мотив детства, как наиболее знакомый и острый, в жизни каждого человека. Военное и послевоенное положение в стране лишь обостряет вечные вопросы в жизни каждого маленького человека.

В спектакле сочетаются разные средства художественной выразительности. От современной техники «verbatim» до классического театра теней, в спектакле использованы кадры документальных хроник. На сцене присутствуют живой актёр и плоская кукла, фотографический силуэт из семейного фотоальбома. Трагическое и смешное, реальное и фантазийное — так тесно переплетены в воспоминаниях о детстве, что жанр спектакля сформулировать достаточно сложно. Формат спектакля камерный и зритель находится от происходящего на расстоянии вытянутой руки, а в данном спектакле он принимает непосредственное участие в действии. Наш зритель, имеет возможность не только услышать и увидеть «ожившие» фотографии прошлого столетия, но и лично участвовать в играх, которые увлекали их бабушек и дедушек, когда те были такими же как они.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Театр «КИТ» — проект, созданный режиссёрами, артистами и художниками театра кукол. Все участники нашего содружества прежде работали в государственных театрах кукол, но решили попробовать новый формат. Нам нравится придумывать и самостоятельно создавать спектакли, основываясь на самом разном материале (драматическом, пластическом, музыкальном).

Несмотря на то, что наш театр еще очень молод, в его репертуаре уже есть спектакли для детей и взрослых. Мы выбираем как классические пьесы для театра кукол («Кот в сапогах», «Госпожа Метелица»), так и оригинальные сюжеты, которые придумываем сами («Жил-Был Дед», «Сказ про Ангела и деревню Кривую»). Спектакль «Беру и помню» также вырос из малопривычного для театра кукол жанра – жанра письма-ретроспективы. Некоторые наши постановки рождаются в сотворчестве с разными театральными командами. Мы всегда открыты новым идеям и участникам. Наши поиски всегда связаны с театром кукол и объектов, но пути эти нам самим интересны и неведомы, поскольку визуальный театр – самый загадочным и уникальный из театральных форм.

Спектакль принимал участие в фестивале «Ярмарка спектаклей. Театральная карусель», г. Лобня где был замечен организаторами «Московских каникул» и приглашен на фестиваль.

Независимый театральный проект «PANAMA» (г. Москва)

Музыкальное оформление — Мария Косенко,

Актриса — Екатерина Нахабцева.

Продолжительность спектакля – 40 минут

Спектакль — для семейного просмотра от 6 лет.

В этом спектакле все настоящее: замечательная сказка А. С. Пушкина, где каждое слово на вес золота, живая музыка, искренность артистов. На сцене два исполнителя: актриса-рассказчица, управляющая всеми куклами, и музыкант, играющий на 9 необычных музыкальных инструментах. Артисты словно вышивают узоры этой удивительной истории. А зрители, попадая в атмосферу уютной камерности и театральной магии, с удовольствием рассказывают вместе с артистами любимую сказку.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

,,Nykštuko“ lėlių teatras (театр кукол «Гномик», г. Каунас, Литва)

(По мотивам сказки М. Павлика)

Режиссер, художник, автор музыкальной идеи и исполнитель Дарюс Арманавичюс

Продолжительность спектакля – 40минут

Спектакль — для семейного просмотра от 4 до 103 лет.

Сказка о самозванце Петушке, который представляет себя повелителем солнца. Стоит ему только запеть и солнышко поднимается. Так жить удобно, ведь глупые куры верят ему и покорно служат. Но в один прекрасный день все разъясняется…

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Семейный, репертуарный, мобильный театр кукол для детей .

Руководитель театра — Дарюс Арманавичюс. Он режиссер, художник и актер.

Жена — Юрате Арманавичене актриса и хозяйка зрительного зала.

В репертуаре театра 16 спектаклей, созданных по мотивам народных, классических и современных сказок. Театр побывал в разных странах: в США, в Норвегии, в Великой Британии, в Эстонии, в Беларуси и т.д.

На фестиваль «Московские каникулы» театр кукол «Гномик»» приезжает четвертый раз.

«Театроль-театр» (г. Москва).

«ЧУДО АЛЫХ ПАРУСОВ» (По мотивам феерии А.Грина)

Звучит музыка композиторов: П.Сарасате, К.Сен-Санс, Ф.Буальдье.

Актёры – Юлия Рихтер и Евгений Соловьёв.

Премьера спектакля состоялась: 05 марта 2016

Возрастной адрес спектакля: 6+

Это история о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо.

После смерти матери Ассоль жила со своим отцом — матросом Лонгреном. Отказавшись от плавания, чтобы самому воспитывать дочь, он стал для заработка делать игрушечные кораблики. Как-то раз во время погони за уплывшей игрушечной яхтой Ассоль встречает капитана Гопа, который рассказывает ей, что когда она вырастет и станет взрослой, к ней однажды приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила и стала ждать принца. Весь порт Зурбаган – Барменша, Торговка и даже Нянька — смеялся над наивной девочкой, поверившей в глупую сказку. Ее мечта несбыточна, поскольку алых парусов не бывает.

А тем временем где-то в замке графини Грей рос ее сын Артур, которому предстояло стать наследником титула и графства. Но вместо этого мальчик, мечтающий о свободе и путешествиях, сбегает из дома и становится юнгой на корабле. Много трудностей пришлось преодолеть избалованному ребенку, чтобы с годами стать настоящим капитаном. И вот однажды он видит девушку, плачущую над игрушечным корабликом, и влюбляется.

Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Сделайте это чудо, если вы в состоянии. Новая душа будет у того, кому вы принесли это чудо – и новая у вас! И тогда на горизонте появится парусник под алыми парусами, и Грей увезет свою Ассоль навстречу счастью.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Театроль-театр» независимый камерный театр. Существует с 2008 года. За это время мы выпустили такие спектакли, как:

«Игра в классиков», «Серенада» (С. Мрожек), «Конек-Горбунок» (П.Ершов),

«Бес сна» (по Н.Некрасову), «Скажи: Мяу!», «Стакан воды» (Л.Петрушевская),

«Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х.Андерсен), «Как в баснях говорят…» (по И.А.Крылову), «Чудо алых парусов» (по А.Грину).

2011-2013, 2015-2016 гг. «ЛИК» (Пушкинские Горы),

2013 г. «Живая Пермь», «Московская обочина»

2014, 2015 гг. Пасхальный детский благотворительный фестиваль (г. Коломна),

2014 г. «Рождественский парад» (г. Санкт-Петербург),

Театр «ТриЛика» (г. Москва)

Автор пьесы, режиссёр-постановщик и музыкальное оформление – Дина Петухова

Художник-постановщик — Юлия Скуратова (Литва)

Хореограф – Светлана Бандалетова

Декорации и куклы – Довиле Граяускене (Литва)

Актёры – Елена Мартынова и Виктор Драгун

Продолжительность спектакля примерно 35-40 минут

Детектив для детей – редкий жанр на театральной сцене, даже уникальный.

Оказывается, очень трудно быть сыщиком! Тем более, когда в течение нескольких часов происходит аж четыре кражи! Но ничего! Сыщик Мафин идет по следу преступника! И его друзья уверены, что смышленый ослик найдёт пропажи, постигшие их, и сможет им помочь.

Театр благодарит за помощь в создании спектакля:

Спектакль принимал участие в фестивалях :

2014 год — Московский Международный фестиваль театров кукол «КУКЛЫ МОГУТ ВСЁ. Лучшие спектакли по произведениям английских авторов».

2015 год — Девятый театральный фестиваль «Долгопрудненская осень». Диплом «За художественный и педагогический талант, который помогает маленьким зрителям выйти в волшебный мир театра».

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

В начале девяностых многие люди искусства переживали не лучшие времена. Зрителю было не до театров, работники сцены вынуждены были подрабатывать, где придется. Но в этих непростых условиях актеры Елена Мартынова и Виктор Драгун рискнули и создали новый маленький театр. И не зря.

Сегодня «ТриЛика» любят и взрослые и дети.

Первой постановкой новорожденного театра оказался спектакль по пьесе Майкла Фрейна «Все на одно лицо». Он предназначался для взрослой аудитории.

Но театр активно искал свою нишу. И нашел: теперь здесь живут добрые кукольные сказки для маленьких зрителей.

Постановки на столе и за ширмой, театр теней, перчаточные и планшетные куклы — сегодня театр «ТриЛика» использует самые разнообразные приемы кукольного представления.

Постановки театра являются лауреатами международных фестивалей.

Актеры не раз возили свои добрые спектакли детям, которые больше всего нуждаются в сказках — в детские дома и больницы.

В данный момент театр «ТриЛика» не имеет собственного помещения.

Вот уже шестнадцать лет он тесно сотрудничает с Домом-музеем Марии Николаевны Ермоловой.

Именно здесь, в белом зале старинного особняка, по выходным и можно увидеть волшебные кукольные спектакли. А после — пройтись по комнатам, в которых жила великая русская актриса.

Театр кукол «Шутик» (Москва).

Автор пьесы — Владлен Снежков.

Сценография и постановка – Владимира Моргачёва

Художники по куклам – Алиса Понизовская и Владимир Бартков

Актёры — Елена Моргачёва, Владимир Моргачёв.

Спектакль-просьба, спектакль-упование. Об отношении к живущим рядом с нами маленьким существам, чувствующим боль и радость. О том, что мы и они — единый мир со множеством переплетённых живых нитей (обрывая одну из них, мы рискуем всё вокруг и внутри себя разрушить). От зрителей (и детей, и взрослых) ждём движения навстречу, доверия, погружения. .

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Театр работает с 1991 года на разных площадках. В репертуаре — 16 спектаклей. Среди них — сказки наших любимых писателей и драматургов и свои, авторские. Детей стараемся нацеливать на вдумчивое, тонкое восприятие. Когда-то услышали фразу Натальи Леонидовны Трауберг: «В наших детях что-то вытравлено так, что это надо очень осторожно восполнять». Это и есть для нас главное. И именно осторожно.

Участник фестивалей: «Московские каникулы», «У Волшебной лампы», «Фестиваль семейных театров», «У Петрушки», «КУКЛЫ МОГУТ ВСЁ. Лучшие спектакли по произведениям английских авторов» (Москва), «Рыбка — Бананка» (Таллин, Эстония), «Вертеп» (Коломна), «Бродячие кукольники» (Россь, Беларусь).

Театр кукол «Фонарик» (Таллинн, Эстония)

Режиссёр, художник, – Ирина Марьяпуу (Арцимовичене)

Сценография и костюмы – Ирина Марьяпуу

Музыкальное оформление: В. Сырченко

Актёры – Роберт Вааб, Светлана Вааб Абаринова.

Премьера состоялась 30 июля 2016.

Веселая, музыкальная и поучительная сказка для детей с 4-х лет и начальных классов и для взрослых о том, что надо ценить, доброту и любовь, тем более, если получаешь ее, незаслуженно. Что делается с человеком, если дать ему всё. Сказка о ленивой Старухе и веселом, добром Барашке.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Кукольный театр,,Lamppu.&,,Фонарик. — семейный, но профессиональный. Наш День Рожденья -11марта2002года.

Наше творчество в основном направлено на детскую аудиторию на русском и эстонском языках. Основная творческая идея – соучастие детей в наших спектаклях.

Актёрский состав с высшим образованием (Санкт-Петербург, Екатеринбург). Для сотрудничества приглашаются только профессиональные художники и режиссеры.

В Рождество — Новый год мы, как и все — Дедморозим!

Камерный театр «Пилигрим» (Коломна)

«Ванькины именины» (Алёнушкины сказки)

Премьера состоялась в 2015 году.

Продолжительность спектакля – 40 мин.

Кукольное действо с элементами балагана в исполнении двух артистов, бродячих кукольников. В гостях у публики традиционные игровые куклы конца 19 в. Бродячий сюжет, обработанный русским классиком Д.Маминым-Сибиряком, об оживших во время сна ребенка куклах разворачивается «здесь и сейчас» в исполнении марионеток под музыку балетной сюиты Дм.Шостаковича «Танцы кукол».

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Камерный театр «Пилигрим» это семейный частный театр Олега Гаврилина и Елены Пичугиной из Подмосковной Коломны. Мы любим это дело, но не «пыльный запах кулис», а «вольный ветер театральных странствий». За эти годы у нас ничего не появилось: ни собственного помещения, ни служб, ни всего того, что именуется гордым словом Театр. Все имущество можно погрузить на артистов или на одного верблюда. Знакомая полька, встретив нас на вокзале, так и сказала: «Люди-верблюды». Зато у нас много спектаклей и для детей и для взрослых, и грустных и веселых, и развлекательных и «душеполезных». У нас много друзей в разных странах и, самое главное, много разных идей; хватило бы силенок все их воплотить.

Мы благодарны людям и организациям, помогающим нам осуществлять театральные и фестивальные проекты: Культурный центр «Лига», СТД РФ, Российское отделение UNIMA.

Малый Театр Марионеток (Харьков, Украина)

Композитор: Дмитрий Клочков

Премьера спектакля состоялась: 25 сентября 2016

Возрастной адрес спектакля: 3+

Авторская история режиссера и художника харьковского театра марионеток расскажет о небольшом черно-белом мире, где неожиданно появился разноцветный мальчик.

Что же такого случилось? И как это взбудоражило жизнь маленького мирка? Никто не узнает пока не встретится с неодиозным рассказчиком нашей истории.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Основавшись в 2013 году Малый Театр Марионеток специализируется исключительно в технике марионеточных кукол. На этот раз, театр решился на маленький эксперимент, сделать работу в специфике картонного театра!

2013, 2015 гг. «Театральная Карусель – Ярмарка Спектаклей» (г. Лобня),

2015 г. «Бродячие Кукольники. Рождественское путешествие за Волхвами».

Театр «Без занавеса» (Санкт-Петербург)

Актёры — Катерина Вильнер и Софья Благова-Чернявская .

Продолжительность спектакля 40 минут.

Музыкальное представление с веселыми песенками по мотивам сказок английского писателя Дональда Биссета «Муравей и сахар», «Под ковром», «Игра в прятки» и других. Девочка Шейла не любит скучать, она придумывает себе сказочных друзей и начинает с ними играть, а они открывают ей волшебную страну, полную выдумок и чудес.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Театр образовался в 2010 году. Его основатель и руководитель — Юлия Морева. Название «Без занавеса» мы выбрали потому, что сразу решили быть мобильными и играть даже там, где нет специальных площадок. Добрые, наивные истории, которые могли уместиться на небольшом столе, молодые артисты разыгрывали в самой скромной обстановке, обходясь без театрального освещения и звуковой аппаратуры. И название своему театру они дали соответствующее – говорящее об искренности, открытости, неформальной близости к маленькому и взрослому зрителю. Мы играем в детских отделениях больниц и хосписов, участвуем в благотворительных акциях.

Наши спектакли: «Рождественское чудо», «Петрушка», «Биба. Про Сашу Блока», «Прогулка со старым трамваем», «Сказки Шаляпина», «Игра в прятки».

Спектакли театра – участники таких фестивалей, как «Московские каникулы» (Москва, 2011-2012 гг.), «Театры Санкт-Петербурга – детям» (Санкт-Петербург, 2013г.), XVII Рождественский фестиваль народной музыки и театра «Вертеп» (Коломна, 2015 г.), традиционный Рождественский фестиваль «Бродячие кукольники. Рождественское путешествие за Волхвами» (Москва, 2015 г.), «КукАрт» (Санкт-Петербург, 2013 г.), «Дворцы Санкт-Петербурга — детям» (Санкт-Петербург, 2012-2014 гг.), всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург, 2012-2013 гг.).

Театр кукол «Привет!» (Санкт-Петербург)

«Маленький дед мороз» — это история о деревне дедов морозов, где полным ходом идёт подготовка к празднику. Лишь самый маленький дед мороз не при деле. Все его попытки помочь заканчиваются крахом. И тогда ему придумывают занятие – предупредить зверей о предстоящем празднике. Он бежит в лес, а когда возвращается в деревню, узнает, что все деды морозы заболели и подарки развозить некому. И тогда маленький дед мороз спасает Новый год! Вместе со зверями развозит подарки в разные страны: в страну вечных льдов, на остров в океане, в пустыню и в горы. Друзья успевают доставить все подарки и вместе возвращаются в деревню. Но Новый год, оказывается, все равно не может наступить. Некому зажечь главную елку. Как же Маленький дед мороз и его друзья спасут праздник?

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Привет!» — это кукольный театр и творческая мастерская, обитающая в Санкт-Петербурге и путешествующая по всему свету со своими спектаклями. Создатели проекта, профессиональные режиссеры и актеры, делают спектакли семейного формата, с камерной атмосферой и внимательным отношением к каждому зрителю.

2016 г. ХVIII Рождественский фестиваль народной музыки и театра «Вертеп» в г. Коломна

Камерный театр «Пилигрим» (Коломна)

«Дары Артабана» (Пасхальная мистерия по рассказу Г.Петрова)

Волочебники: Елена Пичугина, Олег Гаврилин, Ирина Руденкова, Юлиана Мещерина,

Продолжительность спектакля — 50 мин.

Спектакль посвящен Пасхе, вернее народному ощущению этого великого праздника, поэтому в нем много народной музыки, пасхальных «волочебных» песен и духовных стихов. Апокрифическая история «четвертого волхва» известна в народной культуре многих европейских стран. У нас её пересказал духовный писатель XIX в, священник Георгий Петров, а камерный театр «Пилигрим» в XXI разыграл её в куклах.

С «Дарами Артабана» мы были на международных фестивалях в Москве, Кракове, Сувалках, Пархове, Слупске (Польша).

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Архив фестиваля. Вспомним 9-й.

Алёна Иванюшенко, Алексей

Статья о Рождественском фестивале театра и музыки «Вертеп» в Коломне. АВТОРСКАЯ ВЕРСИЯ.

АННА КОНСТАНТИНОВА. Рождество в Коломне.

Говорят, что в подмосковной Коломне на Святках не всегда морозно, а случалось и под дождиком колядовать. Но в 2015-м Рождественскому фестивалю народной музыки и театра «Вертеп» с погодой повезло. А застав однажды старинный городок в снежно-солнечно-кружевном рождественском убранстве, даже представлять какую-нибудь «неправильную» картину не хочется.

Фестиваль с семнадцатилетней историей уже в третий раз стал совместным детищем камерного театра «Пилигрим» и международного проекта «Бродячие кукольники» (благодаря такому содружеству коломенская публика смогла увидеть рождественские спектакли из России, Беларуси, Литвы, Болгарии, Украины, Эстонии, Польши).

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Участники прошлогоднего фестиваля из России, Белоруссии, Литвы и Польши

Очевидно некоммерческую затею без масштабных мероприятий и громких медийных имен в афише неизменно поддерживают культурный центр «Лига» и Кабинет театров кукол московского отделения СТД РФ.

В двухдневной программе, разумеется, преобладали канонические варианты вертепного действа: народная драма о смерти царя Ирода в основе, расписанный красками или декорированный более или менее нарядной тканью ящик, любовно сделанные примитивные или тщательно подробные кукольные персонажи, колядки, стихиры, канты а капелла. Здесь тон задали хозяева и организаторы фестиваля, они показали два представления: и от «Пилигрима», и от работающей при нем студии. Оба — небезынтересные в плане художественного решения, чисто и слаженно «озвученные», деликатно выдержанные в сочетании средств театральной выразительности и традиционно просветительских задач. В каждом из вариантов создателям и исполнителям удалось привлечь даже искушенное внимание к каким-либо оригинальным деталям: вертеп «Пилигрима»,

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Студия театра «Пилигрим»

Нашлось место в программе и настоящему семейному «Театру дуниной мамы» (Москва). Традиционный сюжет разыграли в составленном из двух ящиков вертепе пятеро разновозрастных артистов, взрослые и дети: кто водил кукол, кто говорил за них, кто-то выступал «от автора» и пел.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Оказавшись лицом к лицу с традиционной вертепной мизансценой, озаренной живым свечным пламенем, слушая раз за разом наизусть известные диалоги, снова и снова убеждаешься: этот тип кукольного спектакля, имевший в своей истории и шумно-ярмарочные страницы, по сути своей – высказывание очень интимное, обращенное к тем глубинам зрительской души, где только настоящим чудом способна сохраниться частичка, роднящая каждого с Младенцем, лежащим в яслях. Именно поэтому успех вертепного представления обусловлен не столько декоративным богатством или искусностью исполнителей, сколько доверительной атмосферой, помогающей раскрыться нашему внутреннему ребенку и воспринять евангельскую историю, как личную. Здесь реализуется и немодная нынче, но, что уж греха таить, необходимая педагогическая сверхзадача: жизнь-то предоставляет нам все более и более убедительные доказательства того, что напоминание о главных заповедях никогда не лишне. Тем более – в начале календарного года, когда принято строить планы и задумываться о будущем…

Своеобразный «переходный вариант» от традиционных вертепных к новым формам показал петербургский театр «Без занавеса», сыгравший пьесу «Рождественское чудо» (режиссер, автор пьесы и кукол Ю. Морева) — канонический сюжет, «завернутый» в историю о маленькой девочке, с помощью своего Ангела-хранителя совершившей путешествие в древний Вифлеем.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Рождественское чудо», театр «Без занавеса».

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Рождественское чудо», театр «Без занавеса»

Спектакли в самых актуальных приемах представили театр «Солнечные часы» из Переславля-Залесского (актер и художник Владемир Дергач рассказал рождественский сюжет посредством песочной анимации) и «Илкова-театр» из болгарской Софии (Катерина Илкова в очередной раз продемонстрировала маленьким зрителям свой виртуозный и темпераментный талант артистического общения с залом).

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Особо хочется отметить вертеп, который привез, упаковав в единственный рюкзак, режиссер и исполнитель Валерий Дзех («Малый театр марионеток», Харьков). Этот спектакль, вроде бы с минимальными отступлениями от канонической фабулы, — высказывание безусловно авторское.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Валерий Дзех готовится к спектаклю.

Формально здесь нарушен один из традиционных вертепных законов — невидимость кукловода для зрителя, но художественно это безусловно оправдано. Актер в черной прозодежде – высокий, длиннорукий, с крупными чертами узкого лица, с забранными в «хвост» волосами – начинает спектакль, зажигая свечи на ветках-полочках и у подножия ели-вертепа (фактически приняв на себя функцию кукольного монаха из канонического представления). Так трюк перестает быть трюком, но сохраняет действенную семантику. Будучи открыт для зрительского взгляда, исполнитель выстраивает сценический текст в метафорической логике условного театра, то заставляя забывать о своем присутствии и сопереживать кукольным героям, то обнаруживая себя как эпически остраненного персонажа от автора (или от театра).

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Малый театр марионеток, Харьков

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Малый театр марионеток, Харьков

Всего за два дня было сыграно шесть спектаклей основной программы (а помимо нее фестиваль включал и благотворительные показы), ярким финалом стал концерт московского фольклорного ансамбля «Измайловская слобода»

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

ансамбль «Измайловская слобода»

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Рождество в Коломне на этот раз удалось. И, несмотря на то, что некоммерческим культурным инициативам выживать с каждым годом все труднее, хочется верить, что вертепщики еще не раз съедутся сюда на Святки.

ФЕСТИВАЛЬ ЭТО ВСЕГДА ПРАЗДНИК, А КОГДА ЮБИЛЕЙНЫЙ, ТО ПРАЗДНИК ВДВОЙНЕ!

камерных театров кукол «Московские каникулы»

В этом году Московский театр кукол «ТриЛика» собрал свой юбилейный Международный фестиваль камерных театров кукол «Московские каникулы», пригласив около 13 коллективов из России, Польши, Болгарии, Прибалтики и Украины. К сожалению, из-за сложившейся политической ситуации в фестивальной программе не приняли участие коллективы из Украины и Прибалтики, хотя, именно в данное время поддержка и развитие культурных связей, традиций позволяют снизить зашкаливающий уровень информационной войны и политического противостояния. Ведь именно фестиваль дарит прекрасную возможность для живого общения, просмотра различных постановок: с идейной точки зрения, с разным подходом в режиссуре, оригинальным художественным решением. Конечно, на любом фестивале идет негласное соревнование коллективов, однако, главным остается просмотр спектаклей, которые представляют срез развития данного вида искусства. Хотелось отметить и самоотдачу оргкомитета фестиваля, актеров театра «ТриЛика» (В. Драгуна, Е. Мартыновой, Д. Гайделя), которые, не имея собственного здания, нашли единомышленников: региональный фонд Булата Окуджавы (который предоставил свою сценическую площадку), Союз театральных деятелей РФ, Российский центр UNIMA, Международный проект Бродячие кукольники.

Организаторами фестиваля заложена профессиональная традиция обсуждения спектаклей экспертным советом, который в разные годы представляли теоретики и практики театра кукол (В. Шрайман, Е. Точилко, А. Некрылова, Е. Образцова, А. Константинова). В этом году Международный экспертный совет фестиваля представили критики из Санкт-Петербурга, Москвы и Украины. На обсуждениях рассматривались темы о интерактивном взаимодействии с детьми в спектаклях, о драматургии, о разнообразии художественных средств выразительности в театре кукол.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Экспертный совет фестиваля — Анна Константинова, Маша Прево, Татьяна Комонова

Театр кукол в своем развитии не стоит на месте. Благодаря смелому визуальному решению, приближенному к художественному перформенсу, запомнился коллектив Илкова театр из Софии со спектаклем «Мокрая сказка» (реж. и исп. К. Илкова, худ. Х. Недева) по поэзии С. Цанева «Сказки Анни», тематически напоминающего стихотворение-перевертыш Б. Заходера «Кит и кот».

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Правда, игра смыслов в постановке не всегда была понятна зрителю, так как спектакль исполнялся на болгарском языке. Это привносило некую путаницу, а изобилие художественных средств выразительности – предметы, краски (создания рисованной истории на экране) рассеивало восприятие зрителя. Возможно, актерской постановке, в которой подкупала природная обаятельность актрисы Катерины Илковой, не хватило режиссерской выстроенной композиции.

Театр для самых маленьких «Блюм» из города Познань (Польша) привез на фестиваль «Книжечку – сказочку» (реж.-пост. К. Павловска, Л. Винкель, сценография А. Миховска-Лазарчик). Создатели спектакля обратились к обучающему принципу, на сцене появлялась огромная бутафорская книжка из цветного поролона (напоминающая большой батут, любимый детский аттракцион) и рассказчица, в образе Оле Лукойе, причудливо извлекала из книжки: части своего костюма (сапоги-скороходы, колпачок), реквизит – волшебный клубочек, большие страницы книги, ожившие буквы.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Интерактивный сюжет спектакля актриса часто додумывала сама, а его развитие происходило в процессе создания из листков книги нового сценического пространства. Люцина Винкель приглашала детей, как участников заявленной игры, на сценическую площадку. Яркий обучающий спектакль не имел финальной кульминационной точки, что немного сказалось на его художественной композиционной целостности.

Говоря о фестивальной программе, можно выделить коллективы, которые сочетали в своих спектаклях традиционный театр кукол с современными художественными формами (проекцией и театром предметов). Московский театр кукол «Шутик» представил познавательную историю «С Улиткой вокруг света» (реж. В. Моргачев, худ. Е. Кучерова) о кругосветном путешествии улитки Оли и муравья Мити, как отражение мира глазами ребенка.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«С улиткой вокруг света»

Полностью ширменный спектакль, без живого плана, сохранил в себе таинство оживления куклы. Конструкция ширмы позволяла тростевым куклам действовать не на традиционной грядке, а по периметру вырезанного круга в самой ширме, символизирующего земной шар. На сам же круг направлялась видео-проекция с отображением лесной флоры и фауны. Спектакль вызывал ассоциации с мелодикой детских стихотворений «Сверчковая тишина» румынской поэтессы Лучия Олтяну.

Спектакль хозяев фестиваля театра ТриЛика «Черная курица» (реж. и муз. оформление К. Чато; художники Э. Тох, М. Чато; декорации EuMarionett (Венгрия) это совместный российско-венгерский проект при поддержке СТД РФ, программы гос. и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом президента РФ.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Известная просветительско-философская сказка А. Погорельского, которую каждый помнит по фильму «Черная курица, или Подземные жители» на сцене театра кукол решалась как экзистенциальная сказка об одиночестве человека в окружающем мире. В начале действия, на сцене появлялись странствующие актеры (В. Драгун, Е. Мартынова),которые из своих дорожных чемоданов извлекали весь реквизит и сказочных героев: куклу Алешу с не по возрасту взрослым лицом и грустным взглядом, и единственного друга Алеши – курицу Чернушку. В спектакле совмещался театр кукол: Алеша, Курица, сказочное подземное королевство и предметы: учительница-лампа, кухарка-тесак. В спектакле развит контекст сна, ирреальность событий, когда Алеша засыпает, с ним происходят новые волшебные приключения.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«День рождение Инфанты»

Спектакль «День рождение Инфанты» московского театра «Орех-тиятер» (реж., худ. и исп. Е .Трещинская) тоже разыгрывался в стиле странствующей актрисой незатейливым багажом – дорожными чемоданами, из которых появлялись многочисленные герои сказки О. Уайльда (придворные при дворце, Инфанта, Уродец). Не случайно театр имеет еще одно название – «Один человек и 200кукол». Актриса появлялась перед зрителем в образе испанки, которая рассказывала имениннице Инфанте грустную историю про Уродца. Актрисе не хватило четкой персонификации каждого героя. Ощущалась необъяснимая небрежность и поспешность в актерской игре. Можно предположить, что такая поспешность проявилась в спектакле из-за отсутствия времени для репетиции.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Известная сказка Ш. Перро «Спящая красавица» (реж. О. Садоменко, худ. Ф. Игнатьев) театра «Луна-парк» из Санкт-Петербурга на сцене преобразилась в салонную сказку, разыгрываемую двумя актрисами (О. Садоменко, О. Павловой).Многое в этой постановке угадывалось от художественного почерка Ф. Игнатьева: неожиданные трансформации сказочных костюмов и реквизита – шляпки, на которых расположился лес и дворец принцессы, костюмы фей-фрейлин, маски, изысканные куклы. Композиционно постановка была бы более стройная, если в ней сократить интермедию и окончание в спектакле.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Коллектив из Санкт-Петербурга, театр «Крошка Арт» представил спектакль по мотивам русских сказок «Пряничный домик» (реж. С. Мюрего, худ. Н. Бурнос). Это первое участие коллектива в фестивале, с волнением ребята справились, их спектакль вписался в репертуарную политику фестиваля. Искренний задор шел от исполнителей. Сказка-игра была построена на сюжете про сладкоежку Машеньку и разыгрывалась в волшебном фургончике, который трансформировался в различные места действия – сказочный лес, домик Мишки, лисью норку, бурную речку. Актеры отыгрывали все события, происходящие с маленькой девочкой с детишками, предлагая им поиграть в разные игры. Дети не успевали фиксировать все задания, рассеивалось их внимание. В спектакле использовались выводные куклы – Машенька (актриса А. Шишигина) и Медведь (Е. Филимонов). В средствах художественной выразительности в спектакле использовались современные предметы – целлофановые пакетики, как поток бурной реки, однако в такую атмосферу сказки бытовой предмет не вписывался, разрушалась целостность художественного образа спектакля.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Здравствуй, Кролик! Здравствуй, Лис!»

Театра кукол «Да-дА» г. Кисловодск показал спектакль «Здравствуй, Кролик! Здравствуй, Лис!» музыкальную сказку в стиле кантри-энд-вестерн (реж. и актер И. Дробышев, худ. Е. Овдиенко). Стильный спектакль по мотивам сказок дядюшки Римуса с выводными куклами, напоминающими животных, собранных из детского конструктора lego: большеглазого Зайца, хитрого Лиса, находчивой Черепахи и Овечки с конфетами. Актер мастерски создавал образ каждого животного, интонационно подчеркивал индивидуальность персонажа. Спектакль разыгрывался на круглом столе, который символизировал, целую планету для героев сказки. Музыкальное живое сопровождение, исполнение песен органично вплеталось в канву спектакля. В спектакле применен интерактив, который можно было свести к минимуму, спектакль от этого не пострадал бы.

В программе фестиваля было много спектаклей на фольклорную тематику (как актуальное возвращение к традициям в современном мире). Эти постановки, возможно, выделить в общий блок: московский театр «Тут и там» со спектаклем «Серебряное копытце» (реж. С. Дорожко, худ.-пост. лауреат премии «Золотая маска» А. Алексеев); озерский театр кукол «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (реж. Д. Ерохин, худ. Н. Сиркис); белорусский частный театр «Провинция» с «Байками шляхтича Завальни» (реж. и худ. Д. Гайдель; куклы и реквизит Ц. Малашко, Е. Плютова); «Ночь перед Рождеством» (реж. С. Брижань, худ. В. Задорожняя – Украина) театра кукол «Карабаска»; «Купаленька, ночь маленька» (реж. А. Пронькин, худ. А. Шелякина, А. Мелехина) московского фольклорно-этнического театра кукол «Ученый медведь».

В спектакле «Серебряное копытце» (куклы в технике «валяния» К. Козуненко, декорации и реквизит В. Баранов, изготовление коробов А. Архипов, худ. по костюмам А. Шарипова). Режиссер С. Дорожко передала самобытность сказки Бажова, наполнив ее фольклорной атмосферой.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Так с гор спускаются две путешественницы на деревянных лыжах (актрисы в «живом плане» Д. Архипова, А. Жукова), одетые в стилизованные народные костюмы, они частушками-прибаутками сказывают зрителям историю о сиротке Даренке. Актрисы снимают с плеч коробы (игровая площадка для всего действия), из которых появляются: валяные выводные куклы, лоскутное одеяло, как собирательный символ бытности крестьян и, одновременно, художественный задник для спектакля. Все в постановке выдержано в архитипичном игровом стиле: подолы платья скрывают валяных маленьких куколок, собирательный образ многодетных семейств. Трогательная история о сиротке Даренке и о чутком сердце Коковани перерастает в народную притчу, о мечте бедной девочки. В сюжетное действие спектакля, когда Даренка с Кокованей пробираются в лесную сторожку, неназойливо вплетен интерактив (детей приглашают на сцену, где они с помощью реквизита – оригинальных шапок, изображают лесную чащу). Самобытность народному действу придавала музыкальная аранжировка под старинные народные мелодии, возможно, спектакль прозвучал лучше, если музыкальное сопровождение было живым.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Озерский театр кукол представил на фестивале камерный моно спектакль по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в исполнении С. Трофимовой-Ерохиной. В сценическом решении все действо разыгрывалось на лавочке, где девица ждет родителей, которые уехали на ярмарку. Фольклорный спектакль во многом выигрывал, благодаря живому исполнению актрисой обрядовых песен Пермского края. С. Трофимова-Ерохина обладает уникальным тембром голоса – от мелодичного до гортанного. Самобытность создаваемого рисунка сказки заключалось и в том, что зритель наблюдает за рождением куклы-оберега, начиная сказывать сказку, актриса на глазах у зрителей создавала кукол из соломы: Аленушку, Иванушку, Ведьму. Правда, в спектакле появлялась некая заигранность и торопливость в актерском повестовании. Хотелось больше доверительной интонации в спектакле. Несмотря на эти шероховатости, спектакль запоминается своей атмосферой и бережным отношением к русской народной традиции. После спектакля актрисой для зрителей был проведен мастер-класс по созданию куколок-оберегов из соломы.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Чёрный Петух и Цмок»

Частный театр «Провинция» (г. Гродно, Беларусь) «Байки шляхтича Завальни» (идея и постановка, худ. оформление Дмитрий Гайдель). Создатели спектакля обратились к философской легенде-притче, расположив все действо в пространстве батлейки. В двух ярусном ящике разыгрывалось сказание о «Черном петухе и Смоке», о том, как бедный парень заключил сделку с Черным петухом (нечистой силой) и все его желания исполнялись, но он не обрел духовного счастья. Иллюстративный прием в батлейке с рассказчиком (актер Д. Гайдель) и запоминающимися штоково-выводными куклами, элементами силуэтного театра подкупали своей простотой в кукловождении. Технически был допущен ряд небольших погрешностей: мелькали руки актеров, а ставни батлейки, сделанные из тонкой пластмассы (для отображения силуэтного театра) не соответствовали стилю всего старинного ящика. Как пожелание художнику, можно было использовать небольшие ширмочки под старину. Определенная незаконченность действия объяснялась тем, что в спектакле рассказана только одна новелла, ощущалась недосказанность сюжетного действия, которая уйдет тогда, когда спектакль дополнится тематическими новеллами.

Актуальным на фестивале стал российско-украинский проект Пермского негосударственного театра кукол «Карабаска» и украинского режиссера Хмельницкого театра кукол Сергея Брижаня, художницы украинского театра кукол Веры Задорожней – спектакль «Ночь перед Рождеством». Ощущается влияние С. Брижаня и как художника, ведь он известен в Украине, как режиссер поэтического театра кукол. С. Брижань передал магию и зачарованность текста Н. Гоголя, украинской Рождественской ночи с ее таинственностью и мистичностью. Собирательные религиозно-мистериальные образы в костюмах: хитоны, с изображением стилизованного украинского села, большие вытянутые шапки, по форме напоминали одеяния священнослужителей. Стилизованный деревянный ящик, напоминал вертепное пространство. В постановке много культурный цитат, в начале спектакля в верхнем окошечке появлялся силуэтный театр – шуточная встреча Александра Пушкина с Николаем Гоголем. В драматургической основе спектакля использовались мотивы произведений Булгагова, полет обнаженной ведьмы-куклы и фантазийно-мистических рассказов Гофмана. Лубочные куклы в художественном решении напоминали стиль украинского национального орнамента. Художница по куклам Вера Задорожняя в кулуарной беседе рассказала о своем увлечении кукольными мультиками («Жил был пес», пластилинового мультика «Злыдни»), эстетика которых повлияла на создание кукол в спектакле.МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Интонационный колорит в спектакле, оживление кукольных героев органично происходило благодаря таланту актеров – Андрею Тетюрину и Наталье Красильниковой. Актеры с удовольствием существовали в стихии импровизации: от мелодичного, порой капризного голоса Оксаны, до молодецкого, порой по-детски растерянного Вакулы. Андрей Тетюрин в голосовых возможностях – иронично тонко и в ломаных движениях передал характерные нотки куклы Черта. Перед исполнителями стояла задача найти интонационную окраску каждому герою в спектакле, правда, немного однообразно в найденном сценическом воплощении был создан образ Дьяка, немного терялась и сама кукла, т. к. художником не было найдено индивидуальной особенности в решении данного образа. В целом же спектакль запомнился как цельное художественное произведение.

Театр кукол «Ученый медведь» это объединение молодой креативной команды единомышленников, которые в своем творчестве совмещают создание кукольных мультфильмов, фольклорные песнопения, теневой и силуэтный театры. В культурном пространстве Украины, с похожими творческими проектами выступают этно-хаос группа «Дахабраха» и фольклорный ансамбль «Ойра».

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

«Купаленка, ночь маленька» (режиссер А. Пронькин) это спектакль о летнем Солнцестоянии, празднике Ивана Купала, в котором актеры природно исполняли купальские песнопения, разыгрывая в силуэтно-теневом театре сюжеты о купальских традициях. По композиции в спектакле был долгий зачин, а также допущены повторы в художественной форме. Несмотря на эти замечания, открытость молодой команды, поисковость, обращение к традициям – является ценностью данного проекта. В кулуарном общении ребята поделились информацией, что это был их премьерный показ, поэтому обсуждения и замечания, связанные с композиционной целостностью спектакля оказались уместными.

На закрытии фестиваля были вручены дипломы и основной приз КуКколлег, который по итогам зрительского голосования достался Пермскому театру кукол за поэтический спектакль «Ночь перед Рождеством».МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Юбилейный фестиваль «Московские каникулы» собрал коллективы камерных театров кукол, которые не так часто участвуют в больших фестивалях. С различными трудностями пришлось столкнуться организаторам, не все получилось идеально, но искренняя преданность театру кукол, желание показать и поделиться чем-то новым, собрать друзей – дорогого стоит.

Приз «КукКоллег» — «Щелкунчик» — 2014

Международный фестиваль камерных театров кукол “Московские каникулы” (проходивший в этом году с 27 по 31 марта) не предполагает конкурса. Его задача – собрать частные и государственные театры, дать им возможность посмотреть друг на друга и вместе с экспертным советом обсудить премьеры. Но соревновательная интрига здесь все равно присутствует: в день закрытия фестиваля путем тайного голосования участники присуждают одной из постановок приз коллег, деревянную фигурку Щелкунчика. Десятого, юбилейного, Щелкунчика присудили театру “Карабаска” из Перми, представившему публике результат российско-украинского проекта – спектакль “Ночь перед Рождеством”.

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Андрей Тетюрин и директор фестиваля Виктор Драгун

Гоголевский сюжет в постановке Сергея Брижаня (главный режиссер в Хмельницком театре кукол) со сценографией Веры Задорожней (главный художник Киевского муниципального театра кукол) и вправду выделялся среди тринадцати спектаклей программы. Условно-сказочный, почти ритуальный зачин: актеры в костюмах, украшенных, как и задник, изображением заснеженной деревеньки под ночным небом, торжественно водружают на стол, напоминающий антикварный комодик, кружевные, словно рукодельные занавески-ширмы. Потом на ширмах появляются узнаваемые силуэты: Александр Сергеевич и Николай Васильевич задушевно беседуют, опрокидывая рюмочки, и беседа переходит в рассказ о событиях Рождественской ночи. На столе появляются трогательно наивные, яркие персонажи-куклы, и знакомый сюжет вступает в свои права. Актеры Наталья Красильникова и Андрей Тетюрин сыграли всех героев знаменитой святочной истории с деликатной иронией и темпераментным артистизмом. Кукольный здоровяк Вакула вздыхал по неприступной Оксане абсолютно убедительно, Солоха с Чубом исполнили гопак залихватски, амурные шалости голенькой ведьмы не преступили границ истинно художественной условности. Все вместе сложилось во вполне целостную картину.

История создания спектакля, о которой поведали участники проекта, в силу злободневных обстоятельств кажется не менее любопытной.

Андрей Тетюрин. С творчеством Сергея Брижаня мы знакомы давно, видели его спектакли на кукольных фестивалях, восхищались их поэтичностью, мечтали о совместной работе. И вот, в прошлом году, когда мы приехали в город Хмельницкий на фестиваль “Дивень”, показывать “С улиткой вокруг света”, состоялся долгожданный разговор с режиссером. Мы узнали, что сотрудничество возможно, и были счастливы!

Наталья Красильникова. Вернувшись домой, мы сразу же подали заявку на грант Пермского края в номинации “Мастер”. Сначала предполагался спектакль для детей, но потом, в процессе поиска материала, Сергей Николаевич все-таки решил ставить “взрослый”. И это справедливо: ведь и Пушкин (произведения которого мы рассматривали в первую очередь), и Гоголь, к которому мы пришли в результате, – на самом деле авторы не детские. Хотя их очень часто ставят для детей. И оба они, как герои театра теней, появились в нашем спектакле, у которого есть “взрослая” и “детская” версии.

“Ночь перед Рождеством” показалась самым известным и понятным для россиян и украинцев сюжетом: ведь Рождество празд-нуют и в той, и в другой стране, и традиции очень похожи!

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Наталья Красильникова и Андрей Тетюрин

Анна Константинова. Как появилась в вашем проекте Вера Задорожняя, художник из Киева?

А.Т. Когда мы получили грант, то сразу погрузились в хлопоты: где репетировать, где делать кукол. Все удачно складывалось: Елена Карелина из московского СТД посоветовала нам обратиться к Вере. И в августе эскизы были уже готовы.

Вера Задорожняя. На самом-то деле идея родилась уже в июле. Правда, потом долго решался вопрос о том, кто же все-таки будет заниматься изготовлением кукол и декораций. В результате пришлось взять все в свои руки, и за шесть недель (нереальный срок!), с помощью мастеров театра, где я работаю, изготовить всю материальную часть для спектакля. К началу репетиций было почти все готово. Хотя, пока Наташа учила монолог Оксаны, причем с южнорусским акцентом, мы с режиссером доделывали детали, придуманные в ходе репетиций.

А.К. А кто преподавал Наташе южно-русский акцент?

Н.К. Сергей Николаевич (он родом из Западной Украины) и преподавал. Вообще-то, когда я закончила институт и прослушивалась в театр, то читала именно Гоголя: отрывок про Солоху, с якобы малороссийской интонацией. И для меня оказалось серьезной задачей постараться освоить совершенно новый для меня полтавский говор, переливы гоголевской речи, ее удивительную мелодику.

В.З. Есть украинский язык – литературный, а есть разговорный “суржик” или южнорусский диалект. Вот этот южнорусский диалект и использует Гоголь в своих ранних литературных произведениях.

А.Т. Гоголевский язык очень сложен. Я до сих пор перед каждым спектаклем (а мы сыграли здесь, на фестивале, двадцатый) учу текст! Причем дело даже не в произношении, а в гоголевской фразе, я в ней до сих пор только чудом не путаюсь. Она так архаично сконструирована…

А.К. Вполне вероятно, что даже для современника Гоголя его язык мог звучать архаично: он ведь романтик, с тоской по легендарному прошлому Украины, его и пытался воскресить в своих “Вечерах…”

А.Т. Конечно, у Гоголя много сказочной романтики, которая уходит корнями в историю. И Брижань нам неоднократно рассказывал об исторических корнях наших героев. Например, этот запорожец Пацюк…

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

Вера Задорожняя и кукла Алёша из спектакля «Чёрная курица»

В.З. Да, в Украине на Запорожской Сечи действительно когда-то жили такие “характерники” с репутацией знахарей, почти волшебники. Пацюк у Гоголя и есть такой персонаж: огромный, с трудом помещается в своей хате, даже не двигается, вареники вынуждены сами ему в рот прыгать. Мы в спектакле это обыграли по-своему. И не случайно герои “Вечеров…” у Гоголя живут на Полтавщине, это непростое место, говорят, там аномальная зона! И климат там особенный, может пойти снег, когда вокруг уже весна, и наоборот. А еще там… каждая баба – хоть немного ведьма.

А.К. Белотелая ведьмочка на метле, действительно, весьма эффектно смотрится на фоне заснеженного пейзажа под звезд-ным небом. И на мистическую гоголевскую атмосферу активно работает. Об украинской аутентичности мне судить сложнее…

Н.К. Мечтая о работе с украинским режиссером, с украинским материалом, мы очень хотели посмотреть на этот материал не со стороны, а как бы изнутри. Поэтому и поехали летом на гастроли в Одессу не на поезде, а на своей машине.

А.Т. 3000 километров из Перми – это было тяжеловато. Зато, возвращаясь через Миргород и Сорочинцы в начале августа, мы как раз попали на ярмарку.

А.К. На ту самую Сорочинскую ярмарку? И что сейчас представляет из себя это воспетое Гоголем мероприятие?

В.З. Ярмарка всегда в конце лета, август – месяц сбора урожая и его реализации, как во времена Гоголя, так и сейчас. Аграрии продают достижения своего труда: овощи, фрукты, мед, крупы. На ярмарку съезжается много мастеров-ремесленников и художников, которые привозят свой товар – народные промыслы. Можно сказать, что это ВДНХ Украины.

А.Т. Там и фольклорные ансамбли выступают, и сельхозтехнику продают… Мы насмотрелись на арбузные развалы, поели настоящего борща с пампушками! Услышали замечательных бабушек, которые играли на утюгах, на чугунках, на бочке с натянутой струной. Жаль, что побродить по Миргороду уже не успевали. Время пробежало быстро, сроки сдачи спектакля приближались…

А.К. Вера, а как вы считаете: удалось ли сделать украинский по стилю и атмосфере спектакль?

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, Международный фестиваль камерных театров кукол

В.З. Теперь мне кажется, что литературного текста могло бы быть меньше, чтобы больше места отвести эмоциям и кукольной пластике. Но мне нравится, как режиссер придумал спектакль, нашел выразительные средства для актеров. Вакула, хоть и кукла, а так по-настоящему страдает! И Оксана получилась – настоящая кокетка.

Вообще, спектакль немного эклектичен: в нем есть и почти ритуальная поэтика, и совершенно декоративные куклы. В начале работы куклы задумывались режиссером как расписные глиняные (“опишня” – есть такой гончарный промысел на Полтавщине – глина и белая глазурь). Но мне, художнику, захотелось больше праздника, красочности. Как же, Украина, Рождество – и без красного с зеленым! Режиссер согласился, но потребовал: “Оксана должна быть красивая-красивая, чтоб вот такими глазами клыпать!”. Пришлось повозиться с куклами, они должны не только самостоятельно стоять, но и быть “живыми” – с механикой. Чтобы показать в гоголевских образах всю полноту жизни, всю украинскую яркую декоративность, богатство не только материальное, но и духовное.

Сережа – поэтический режиссер, а я более земная, реальная в своем творчестве. Возможно, поэтому получилось единение материального и духовного в нашей работе. Мне хотелось, чтобы куклы были более гротескными, на грани шаржа, но они вышли немного сувенирными, почти китчевыми. “Шароварщина”, как это у нас называют. Зато красиво!

Н.К. Но ведь в украинском искусстве есть и эта самая “шароварщина”, и поэзия, и мистика… Поэтому мы думаем, что все очень удачно соединилось.

О admin

x

Check Also

Порно рассказы, эротические секс истории

Порно рассказы, эротические секс истории Порно рассказы и эротические секс истории от наших авторов и случайных читателей окунут Вас в мир эротических фантазий, помогут раскрыть все краски секса. Часто авторы пишут истории из своей жизни, ...

Главная — Психология счастливой жизни

Психология счастливой жизни. Добро пожаловать. Потребность в признании. Потребность в признании – это попытка утверждения себя и всех собственных проявлений. Она выражается в свою очередь в потребности иметь собственное безусловное право на свои действия, идеи, ...

Поделки сделаные своими руками с фото и видео, подробное описание для начинающих

Поделки своими руками, видео и фото материалы Современный человек хочет весело и с пользой проводить свободное время. Изготовление поделок своими руками это увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. В настоящее время ...

Особенности оформления тематических уголков в младшей группе — Планета Детства

Особенности оформления тематических уголков в младшей группе Мы работаем в 1 младшей группе МБДОУ № 77 города Тулы. Нашим воспитанникам 2-3 года. Они еще только начали посещать детский сад и мы хотим, чтобы нашим детям ...

Обучение грамоте

Конспекты способствующие обучению грамоте детей дошкольного возраста Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по обучению грамоте, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем ...

Карточки-задания логопеда, логопедические карточки

Карточки-задания для совместной деятельности детей и родителей в старшей логопедической группе Карточки-задания логопеда составлены с учетом перспективного планирования в старшей логопедической группе. Логопедические карточки можно разрезать, размножить на каждого ребенка и выдавать родителям вместе с ...

ПРОЕКТ «Профессия повар&raquo

Фрукты из пластилина: яблоко и груша Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №273» Руководитель проекта: воспитатель Старыгина Татьяна Владимировна Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе ...

Тематическое занятие «Цирк», Растем и развиваемся вместе с мамой!

Тематическое занятие «Цирк» Здравствуйте, друзья! Вы уже ходили с малышом в цирк? Мы на прошлой неделе первый раз сводили Веронику в цирк. И в связи с этим решила провести для нее тематическое занятие на тему ...

Развивающие игры для детей от 1 года 9 месяцев

Развивающие игры для детей от 1 года 9 месяцев. Развитие мелкой моторики и не только Малыш растет, окружающий мир становится все интересней и понятней для него, многое из того, что не получалось раньше, теперь с ...

Палисадник — что это такое, красивые палисадники у дома на фото

Палисадник — что это такое, идеи красивого палисадника на фото Все, кто проживает в частном доме, стараются украсить придомовую территорию, сделав ее красивой и комфортной. Палисадник перед домом издавна считается украшением строения, которое выставлено на ...

Идеи для Нового года 2018 своими руками: интересные поделки, новогоднее украшение дома

Идеи для Нового года 2018: украшение интерьера своими руками Уже совсем скоро наши соотечественники будут отмечать светлый праздник – встречу Нового года. Это любимое всеми с детства торжество исполнено тепла, радости и безудержного веселья. В ...

Украшение блюд из овощей и фруктов с фотографиями

Украшение дома — это несложно! Новые статьи Интересные рецепты Популярные рецепты Украшения из овощей и фруктов Салат «Подарок» — 4 желтка (вареных); — виноград без косточек — 300 г; — свекла — 1 крупная; — ...

Интерьер деревянного дома внутри – стили оформления фото

Внутренний интерьер деревянного дома своими руками – какие бывают варианты оформления и какой стиль выбрать Достигнув определенного возраста (или достатка) человек, начинает задумываться о доме своей мечты. Кто-то грезит модной квартирой в высотке, стилизованной под ...

Строительство дома своими руками, ремонт квартиры и благоустройство дачного участка

Украшение дома — это несложно! Варианты остекления балконов и лоджий – теплое, холодное, безрамное, панорамное, французское, алюминиевым, пластиковым профилем, деревянными рамами. Технология остекления – пошаговая инструкция Установка французского окна вместо балконного блока admin 7-11-2017, 00:01 ...

ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК. ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ БЛЮДА Графики введения прикорма — от 1 года до 3-х лет — от 3-х до 7-ми лет — от 7-ми до 11-ти лет — от 11-ти до 14-ти лет БЛЮДА ДЕТСКИХ ...

Украшение новогоднего стола 2018 год Собаки — пошаговые фото, рецепты

Украшение новогоднего стола 2018 год Собаки Страницы раздела Рекомендуется читать в указанном порядке Банкеты, торжественные приемы. Банкетный стол. Фуршетный стол. Рецепты, пошаговые фото (превосходны не только для Нового года) Раздел: СЕРВИРОВКА СТОЛА, УКРАШЕНИЕ БЛЮД, ЭТИКЕТ ...