Главная » Отношения » Надстрочные знаки (accents), Французский язык, онлайн уроки

Надстрочные знаки (accents), Французский язык, онлайн уроки

Надстрочные знаки (accents)

Общие закономерности употребления надстрочных знаков (accents).

Во французской графике имеются четыре надстрочных знака; три accents (grave, aigu, circonflexe) и tréma. Рассмотрим сравнительную таблицу общих позиционных закономерностей и функций надстрочных знаков (включая tréma).

Надстрочные знаки (accents), Французский язык, онлайн уроки

Употребление знаков с буквами и основными буквосочетаниями:

Надстрочные знаки (accents), Французский язык, онлайн уроки

Кроме того, tréma встречается в графических синтагмах; ouï, uï, аё, оё. Над у, œ, eau никакие знаки не ставятся. Только tréma может стоять над носовой гласной (coïncider).

Accent circonflexe.

Accent circonflexe может стоять над любой простой гласной буквой: â, ê, î, ô, û или буквосочетанием: aî, eî, oî, eû, oû, oê = [wε], кроме y, au, eau.

Accent circonflexe никогда не ставится над гласной, предшествующей двум согласным (кроме неделимых групп: tr, cl и т. д.) и букве х. Исключения: а) перед двойным ss в словах châssis ‘оправа’, châssis ‘шасси’ и в формах глагола croître; б) в passé simple глаголов venir, tenir (и их производных): nous vînmes, vous vîntes и т. д.

Accent circonflexe никогда не ставится над гласной, за которой следует другая гласная буква, независимо от того, произ­носится эта последняя или нет, например: crû (м. р.), но: crue (ж. р.). Исключение: bâiller.

В сочетании двух гласных accent circonflexe стоит всегда над второй: traître, théâtre.

Accent circonflexe не ставится над последней буквой слова. Исключение: причастия dû, crû, mû, междометия ô, allô и иноязычные слова и имена (Salammbô и т. п.), звукоподражания (bê-ê!).

Accent circonflexe не ставится над е, если это первая буква в слове. Исключение: être.

Accent circonflexe никогда не ставится над носовыми глас­ными. Даже тогда, когда в данном корне употребляется accent circonflexe он исчезает, если гласная принимает носовой тембр:

traîner, entraîner, но: train, entrain; jeûner, но: à jeun. Исключения: nous vînmes, vous vîntes и т. п.

  • Accent circonflexe никогда не разбивает буквосочетания в отличие от accent aigu и tréma.

Причины употребления accent circonflexe.

Употребление accent circonflexe объясняется рядом факторов: этимологи­ческим (он ставится на месте исчезнувшей буквы), фонети­ческим (для обозначения длительности гласного в сочетании с изменением его тембра), морфологическим (в некото­рых типах словообразования), дифференцирующим (для различения омонимов).

Accent circonflexe чаще всего употребляется как знак замещения исчезнувшей из произношения и из письма буквы, прежде всего s. Не случайно accent circonflexe не употребляется перед s.

Исключения: châsse, châssis, формы глагола croître. Выпавшее перед другой согласной s могло сохраниться в том же корне в словах, заимствованных из латинского и других языков, после того как процесс исчезновения s прекратился. В русских заимствованиях это s также может быть представлено. Поэтому в качестве способа проверки написания [ˆ] рекомендуется сопоставление с другими словами того же корня, где s сохранилось, либо с соответствующими русскими словами (чередование s —ˆ ):

fête — festival — фестиваль; bête — bestial — бестия и т. п.

  • В более редких случаях [ˆ] заменяет другой исчезнувший

п: âme < anima; t: rêne < retina; d: Rhône < Rhodanus.

  • В ряде слов [ˆ] появился взамен гласной, находившейся в зиянии, т. е. перед другой гласной. Исчезновение этой гласной вызвало долготу оставшейся, что и обозначается знаком [ˆ]:

mûr < meur < maturum; sûr < seur < securum;

rôle < roole < rotulam; вge < eage < etaticum.

И в современной орфографии [ˆ] ставится вместо опускаемо­го е muet в ряде случаев словопроизводства и словоизменения.

  • 4. Исчезновение s привело к изменению звучания предыдущей гласной. Аналогичное воздействие оказало выпадение гласной в зиянии. Оставшаяся гласная получила долготу (так называемая историческая долгота), а также изменился и ее тембр: в произносится закрыто [α:], ô — закрыто [о:], ê — открыто [ε:]. Это дало основание трактовать [ˆ] как показатель изменения звучания буквы, и в ряде слов он был введен с целью передать соответствующий оттенок произношения гласной, вне связи с этимологией, например: cône [ko:n], grâce [gra:s], междометия ô, allô. Долгота сохраняется не всегда, преимущественно в ударном слоге; как правило, такой [ˆ] стоит над ударной гласной (чаще всего над о), в других словах того же корня гласная становится безударной и утрачивает долготу, [ˆ] может исчезнуть, ср.: cône — conique; grâce — gracieux и т. д.

Фонетический [ˆ] нередко встречается в словах греческого происхождения для обозначения [ε:], [о:], [α:]. Однако при употреб­лении его нельзя основываться исключительно на произношении, так как во многих случаях подобное произношение гласного не отмечено знаком [ˆ]. Так, пишут cône, diplôme, arôme но: zone, cyclone, хотя во всех словах звучит [о:].

В употреблении [ˆ] сталкиваются две противоречивые тенден­ции. С одной стороны, морфологическая тенденция вынуждает употреблять [ˆ] во всех словах данного корня независимо от про­изношения tête [ε:] — têtu [е]), с другой стороны, фонетическая тенденция вынуждает ставить и опускать [ˆ] в зависимости от произношения в одном и том же корне (cône — conique). Борьба между этими двумя тенденциями приводит к частым отклонени­ям и непоследовательностям в употреблении знака [ˆ]. Во многих случаях [ˆ] сохраняется или опускается лишь в силу традиции. К тому же в современном произношении ослабляются дифферен­циальные признаки фонем, выражаемые знаком [ˆ]: [ε] совпадает с [е], â и a, ô и о нейтрализуются (особенно в безударном слоге).

Произвольный в ряде случаев характер употребления [ˆ] дал основание использовать его вне связи с этимологией и про­изношением по аналогии или, наоборот, как различительный знак (дифференциация омонимов). Иногда [ˆ] сохраняется в словах «торжественного звучания»: chrême, châsse, baptême. В других случаях его используют с орнаментальной целью в заимствованных словах, чтобы подчеркнуть их «экзо­тичность»: пô, stûpa .

Accent circonflexe в глагольных формах, флексиях, суф­фиксах.

I. Accent circonflexe пишется в следующих глагольных фор­мах.

1. В формах 1-го и 2-го л. мн. ч. passé simple всех глаголов:

nous parlâmes, dîmes, lûmes, eûmes, vînmes; vous parlâtes, dîtes, lûtes, eûtes, vîntes.

Исключения: nous haïmes, vous haïtes (здесь tréma подчер­кивает раздельное чтение a — i, что не может показать [ˆ]) и по традиции в nous ouïmes, vous ouïtes .

В формах 3-го л. ед. ч. imparfait du subjonctif всех глаголов: qu’il parlât, qu’il dоt, qu’il eût, qu’il vоnt; [ˆ] здесь — исторического происхождения (из parlast и т. д.). Исключение: qu’il haït.

В формах глаголов на -aître, -oître (naître, connaître, paître, paraître, croître и их производных). В двух случаях перед t:

1) в инфинитиве: naître, accroître и, следовательно, в futur и conditionnel: il naîtra, il naîtrait;

2) в 3-м л. ед. ч. présent de l’indicatif: il naît, il accroît. В этих глаголах [ˆ] замещает выпавшее s . Перед s [ˆ] исчезает: je nais, tu nais, но: il naît и т. д.

4. В формах глагола croître ‘расти’ в отличие от глагола croire ‘верить’.

Présent de l’indicatif Impératif

croire: je crois, tu crois, il croit crois

croître: je croоs, tu croîs, il croît croîs

croire: je crus, tu crus, il crut, ils crurent

croître: je crûs, tu crûs, il crût, ils crûrent

Imparfait du subjonctif

croire:que je crusse, tu crusses, il crût, nous crussions, vous crussiez, ils crussent

croître: que je crûsse, tu crûsses, il crût, nous crûssions, vous crûssiez, ils crûssent

Примечание. Производные глаголы accroître, décroître имеют [ˆ] только в 3-м л. ед. ч. présent de l’indicatif: il décroît — по общему правилу глаголов на aître, -oître .

5. В 3-м л. ед. ч. présent de l’indicatif глаголов plaire (déplaire,complaire), gésir, clore —перец, t (взамен выпавшего s): il plaît, il déplaît, il complaît, il gît, il clôt.

Примечание: il éclot в настоящее время пишется без accent circonflexe.

6. В participe passé некоторых глаголов:

crû (croître) — в отличие от cru (croire) и cru (adj и m); dû (devoir) — в отличие от du (article contracté и partitif); mû (mouvoir) — по традиции вместо выпавшей гласной в зиянии (< теи).

Во множественном числе и в формах женского рода accent circonflexe исчезает : crus, crue; dus, due; mus, mue.

Примечание. В производных глаголах [ˆ] не употребляется: accru, décru, indu, ému, promu; однако пишут redû (redevoir), recrû p. p. и s m (recroître) но: recru (de fatigue).

Accent circonflexe употребляется в следующих случаях при словообразовании.

В суффиксе прилагательных и существительных -âtre (вы­ражает неполноту признака): noirâtre ‘черноватый’, marâtre ‘ма­чеха’.

7. В суффиксе прилагательных -être: champêtre ‘полевой’ (ср.: terrestre ‘земной’) .

8. В окончаниях названий зимних месяцев республиканского календаря (в 1793—1805 гг.): nivôse, pluviôse, ventôse.

О admin

x

Check Also

Ты влюбилась в старшеклассника

Что делать, если ты влюбилась в старшеклассника Тебе – 14 лет, ему – 17. Ты – тихая, домашняя девочка, а он – весельчак и балагур, любимец всех девушек в школе. Что же делать? Во-первых, не ...

Традиции и обычаи цыган

Магия Безвременья Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление 2 марта — Луна в знаке Девы ( UT=GMT — универсальное международное время Определение местного времени: Москва, СПб = UT+3 (летом +4), Киев, Минск = UT+2 (летом +3) ...

Тибетская Астрология

Тибетская Астрология В старинных буддийских сутрах дается определение судьбы человека по году, месяцу, дню и даже часу рождения: двенадцать лет Восточного цикла, а также двенадцать месяцев, дни месяца и часы суток носят имена определенных животных. ...

Тест &ldquo;Рисунок человека&rdquo

Детская гиперактивность: особенность характера или тревожный знак? Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует ...

Тема 8

Кризис семи лет Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ) 8.1. Социальная ситуация развития Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот ...

Твоя Соня&raquo

«Твоя Соня». Софья Колчак — Среди женщин (…) есть особый разряд. Это — подруги викингов, это — светлоликие Изольды с алмазными душами. А. Солженицын «В круге первом» Об этой женщине не писали восторженных книг, не ...

Сценарий праздника &laquo;Мамы разные нужны, мамы разные важны&raquo

Воспитание бабушкой МБДОУ «Рязанский детский сад» муниципального образования — Рязанский муниципальный район Рязанской области Сценарий праздника «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Воспитатель старшей группы — Кожухова Людмила Валерьевна с.Тюшево 2014 Цель праздника: создать условия ...

Су-Джок: скорая помощь на ладони

Су-Джок: скорая помощь на ладони Лилия Илюшина «Су» по корейски – кисть руки, «Джок» — стопа, а вместе это – Су-Джок – отличный способ стать здоровой без лекарств … Систему эту разработал профессор Сеульского университета ...

Стрижка для полных женщин с круглым лицом: фото, советы

Какая подойдет стрижка для полных женщин с круглым лицом Волосы или же прическа — это очень мощный инструмент, при грамотном использовании которого можно буквально менять свой облик и возраст. Ни для кого не секрет, что ...

Страсти, Как избавиться от страстей и похоти?

Страсти, и как от них избавиться? В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы – в диалогах со святогорским старцем! Как бороться со страстями? – ...

Стихи Пушкина о весне

Детский час для детей и родителей Навигация по записям Стихи Пушкина о весне Стихи Пушкина о весне напоены теплом и светом, радостью и надеждой. И хотя «ещё дуют холодные ветры», всё в природе готово к ...

Стихи про кошек, котят, кота

Стихи про кошек, котят, кота Кошки не похожи на людей: Кошки — это кошки. Люди носят шляпы и пальто — Кошки часто ходят без одёжки. Кошки могут среди бела дня Полежать спокойно у огня. Кошки ...

Стихи про зиму, Красивые стихи про зиму, Мой Малыш

Стихи про зиму Стихи про зиму, как и стихи про осень, особенные, ведь зима — очень красивая и необычная пора. Конечно, не все любят ее порой суровый нрав, но все-таки у большинства из нас красавица-зима ...

Стихи на 1 сентября для первоклассников — день знаний

Стихи на 1 сентября для первоклассников — день знаний День знаний — это прекрасный праздник, в котором участвуют миллионы школьников и их родителей. На этой странице представлены стихи на 1 сентября первоклассникам (есть короткие, смешные, ...

Статья Воспитатель и родитель

Статья Воспитатель и родитель. Девочки! Всем привет может кому пригодится моя статья. Я издавала ее в международном журнале. Все авторские права защищены. Воспитатель и родитель. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно ...

Старость &laquo;за бугром&raquo

Старость «за бугром». Куда и почему уезжают московские пенсионеры Как показал опрос, 14% москвичей всерьёз задумываются о переезде за рубеж после выхода на пенсию. Ещё 8% уже приняли твёрдое решение. «Заграничная пенсия» пока что не ...